Как и почему меняется настроение? Как сохранить личную эффективность и предотвратить выгорание? Как адаптироваться к изменениям и трудностям? Как справляться со стрессом? Об этом расскажет практикующий психолог, тренер по развитию эмоционального интеллекта, ведущая игровых эмоциональных тренажеров для родителей дошкольников («Kids») и для родителей школьников и подростков («School Kids) Анастасия Семёнова.
«Пока мы идем к цели (а это долгий путь), у нас уходит много сил, чтобы справиться с обидами (и на себя, и на других), с сомнениями (это долгий этап: от понимания — «что я хочу» — до принятия решения. Если сомнение слишком долгое, человек может там застревать). В итоге ту энергию, которую он мог бы потратить на достижение цели, он использует на движение сквозь это вязкое состояние.
Если эмоциональный интеллект развит, мы, конечно, тоже сталкиваемся с трудностями, но тогда человек думает уже совсем по-другому.
Что же такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (EQ) — этоспособность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желания: и других людей, и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.
Как уже было сказано, эмоциональный интеллект – это способность, а значит, его, как и любую другую способность, можно и нужно развивать. В развитии эмоционального интеллекта нет конечной точки — это постоянный непрекращающийся процесс.
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента:
Понимание себя (самопознание);
Управление собой (саморегуляция);
Понимание других (социальная чуткость, эмпатия);
Управление эмоциями других (социальная умелость).
Первые 3 элемента – это база, освоив которую можно понять, как работает 4 элемент, как его использовать и что он из себя представляет.
Как развить эмоциональный интеллект?
Первое, что нужно запомнить — не существует плохих и хороших эмоций. Все чувства и эмоции нам нужны и важны — они являются своего рода сигналами, которое обращают ваше внимание на событие или объект. Их не нужно игнорировать или глушить. Наоборот, стоит к ним прислушаться.
Еще важно отделять себя от эмоций. То есть смотреть на них как на некий мыльный пузырь и понимать, что любая эмоция – это информация, которую мы принимаем, анализируем и берем во внимание для решения важных жизненных задач. Если нужно, то отпустите мыльный пузырь или поменяйте его форму, чтобы двигаться вперед, к следующим задачам.
Эмоция дает нам информацию: о том, что мы сейчас чувствуем, о чем была ситуация, что мы хотели, что хотел другой человек. Все это — информация. Нужно тренировать умение анализировать и понимать ее, выстраивать такие взаимоотношения, чтобы нас окружали только нужные и полезные эмоции.
Практика «Дневник эмоций».
Ее нужно выполнять на ежедневной основе. С ней вы научитесь распознавать свои чувства и эмоции, начнете отслеживать ситуации, которые вызывают определенные чувства.
Понимая свое внутреннее состояние, вы устанавливаете контакт со своим внутренним «Я» — а это и есть осознанность, к которой всем нам нужно прийти.
Идеально выполнять практику каждый час – по будильнику — и записывать в блокноте или в заметках телефона, что вы чувствуете\о чем думаете в данный момент, какая ситуация спровоцировала.
Техника “Образ эмоций”.
Цель данной техники — научиться понимать свои эмоции в моменте здесь и сейчас.
Делайте ее, когда нужно понять, что вы сейчас чувствуете.
СемёноваАнастасия — практикующий психолог, тренер по развитию эмоционального интеллекта, ведущая игровых эмоциональных тренажеров «Kids» (для родителей дошкольников) и «School Kids» (для родителей школьников и подростков).