Коллектив ученых из Института археологии НАН Украины, Норвежского университета науки и технологии в Тронхейме, университетов Бергена и Осло и Кембриджского университета установил, что моржи, бивни которых продавались в XII веке в Киеве, были добыты в далекой Гренландии.
Изделия из моржовой кости пользовались большим спросом в средневековой Европе и в исламском мире и ценились не менее слоновой кости. Искусно обработанные бивни моржей украшали рукояти мечей, предметы культа, из них делали шахматные фигуры. При этом бивни транспортировались прикрепленными к черепу животного, а затем отламывались, когда к работе должен был приступить резчик. Одним из центров добычи моржовой кости была Гренландия, где с X века существовали поселения викингов. Но до сих пор ученые полагали, что бивни гренландских моржей доставлялись лишь в Скандинавию и Западную Европу, а в Восточной Европе использовались бивни моржей, живших в Баренцевом море.
Материалом для исследования послужили фрагменты моржовых черепов, найденные в ходе раскопок 2007, 2008 и 2011 годов под руководством Натальи Хамайко на Спасской улице в Подольском районе Киева. Эта часть города периодически затоплялась во время разливов Днепра, в результате чего возникала последовательность четких и точно датированных культурных и аллювиальных слоев. Кости моржей относятся к середине и концу XII века.
Когда исследователи проанализировали ДНК, сохранившуюся в плотных костях девяти черепов, они обнаружили, что моржи принадлежали к популяции, которая обитает только в западной Гренландии и восточной Канаде. «Мы были очень удивлены. Мы никогда раньше не думали, что в Киеве есть такие находки», — сообщает Наталья Хамайко. Более того, для семи черепов гренландское происхождение подтверждается и анализом стабильных изотопов.
Полученные результаты показывают, что спрос на моржовую кость из норвежской Гренландии существовал не только в Западной Европе, но и в Киевской Руси, а также, учитывая торговые пути, в Византии и на Востоке. Эти наблюдения проливают свет на удивительные масштабы средневековой экологической глобализации и помогают объяснить давление, которое этот процесс оказывал на отдаленные популяции диких животных.
В более ранней работе некоторых из тех же авторов было обнаружено, что черепа гренландских моржей, доставляемые в Европу между 1000 и 1400 годами, становились всё меньше, то есть по мере сокращения численности моржей охотники из-за нехватки крупных самцов были вынуждены добывать самок и мелких особей. По словам археолога Джеймса Барретта из Норвежского университета науки и технологии, новые результаты помогают объяснить, почему гренландские моржи подвергались чрезмерной охоте: спрос на их бивни был слишком велик.
Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.
По материалам: polit