Подземный греческий некрополь в Неаполе, известный под названием Гипогей Кристаллини (Ipogeo dei Cristallini), впервые откроется для широкой публики. Ожидается, что это произойдет уже в нынешнем году. Посетители смогут увидеть сокровищницу греческого погребального искусства и архитектуры.
Самое раннее греческое поселение на территории будущего Неаполя было основано колонистами с Родоса в IX веке до н. э. и со временем выросло в крупный город. Он был завоеван Римом в IV веке до н. э., но сохранил значительную греческую культуру. В течение сотен лет греки Неаполя хоронили своих высокопоставленных умерших в гипогеях, полностью вырытых в туфе на городских холмах. Позже эти каменные галереи использовали и римляне, вырезая в стенах древних греческих гробниц ниши для захоронения умерших и выкапывая новые гипогеи. Их также использовали христиане для укрытия во время гонений.
Поземные некрополи Неаполя вышли из употребления после того, как их засыпали неоднократные оползни, и в конечном итоге были забыты. С тех пор несколько гипогеев были заново открыты, в том числе Гипогей Кристаллини. Он был найден в 1889 году, когда землевладелец барон Джованни ди Донато искал воду под своим дворцом. С тех пор лестница, по которой можно спуститься в этот гипогей, находится в Палаццо ди Донато на улице Виа деи Кристаллини, по которой гипогей получил название.
Фото: Archivio dell’arte, Pedicini fotografiГипогей находится на 12 метров ниже уровня земли. Он состоит из четырех отдельных подземных камер, высеченных в скале параллельно друг другу. Гипогей был построен в конце IV — начале III века до н. э. Каждая камера выглядит как настоящий дом с архитектурными элементами, такими как ступени, колонны, скамейки и потолочные балки. Мертвых хоронили в саркофагах, вырезанных в виде кроватей шириной и высотой около 70–80 см с пухлыми подушками. На стенах нацарапаны греческие имена — списки погребенных. Сотни находок из Гипогея, значительную часть которых составляют скульптуры и керамика, хранятся в Национальном археологическом музее Неаполя.
Единственный элемент, который не был вырезан из туфа, — это рельеф головы Горгоны Медузы, установленный высоко на стене одной из камер (камера С). Оригинальная полихромная окраска рельефа хорошо сохранилась, как и другие окрашенные архитектурные элементы в камере С. Сохранению краски способствовали засыпавшие подземный некрополь оползни. Три другие камеры не столь эффектны, настенные росписи есть только на одной из них. Они были повреждены, но есть надежда, что реставраторам удастся восстановить их.
Гипогей всё еще находится под наблюдением археологов, которые должны оценить его стабильность. Когда будет завершен мониторинг, эксперты определят, сколько посетителей следует допускать в подземные помещения и как часто. Реставрационные работы будут продолжаться, даже когда гробница откроется.
По материалам: polit