Введение российских миротворцев в Карабах спасло НКР от полного разгрома, однако не избавило регион от возможности обострения ситуации, так как победа в Карабахе и укрепление позиций Анкары в Закавказье только усилии ее неоосманские амбиции. Такое мнение в интервью корреспонденту ИА Newstes выразил старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, историк-арабист Михаил Рощин, который провел в Степанакерте несколько самых ожесточенных недель этой войны.
«Последствия подписания соглашения о мире для армянской стороны, как вы понимаете, печальные, но могли быть еще хуже. Она были менее вооружена и менее готова к этой войне. Я смотрел, как развивались события на линии фронта, и, как я понимаю, на севере были сосредоточены главные карабахские укрепления, там удалось сдержать натиск противника. Мартуни и Мартакерт устояли, но, видимо, с помощью спецназа и сирийских боевиков, азербайджанским силам удалось продвинуться в горах на южном направлении и выйти в сторону Шуши. Конечно, в этом плане обстановка была крайне неблагоприятной и действительно под ударом оказалась столица Нагорного Карабаха — Степанакерт. Существовала большая вероятность, что он падет в течение ближайшего времени вслед за Шуши. Конечно, подписание соглашения было неизбежным. По крайней мере, этим удалось спасти определенную часть армянского Карабаха. Конечно, существуют проблемы с Кельбаджарским районом, люди уходят, жгут дома, ситуация трагическая», — сказал Рощин.
Изначально, по его словам, Армения и Арцах находились в уязвимом положении в этой войне. «Армения в регионе представляет из себя анклав. Из всех соседствующих с Арменией государств только Иран был настроен к ней дружественно. Мы знаем, что и с Грузией у Армении напряженные отношения, так как де-факто Грузия поддержала Азербайджан. Про Турцию я вообще молчу. Вооружения Азербайджана на голову превосходили армянские, к тому же Азербайджан прибегал к помощи турецких советников, имена которых были опубликованы в прессе. Строго говоря, турецкие уши лезли с самого начала, и это был, наверное, наиболее тяжелый момент и для Армении, и для Карабаха в этой войне. Турки — это потомки тех, кто в свое время организовал армянский геноцид, генетическая память об этом сохранилась, и от этого никуда не деться. На мой взгляд, соглашение было подписано поздно, но хотя бы Степанакерт устоял, значительная часть территории Карабаха сохранилась за армянами, и это важнее всего. На мой взгляд, Баку и Анкара намеревались ликвидировать армянский анклав в Карабахе полностью, но у них этого не получилась», — сказал эксперт.
Он согласен, что в результате этой войны можно говорить об укреплении Турции в регионе. «Турция так или иначе всех потеснила. Главное, что Турция показала — она становится самостоятельным игроком в разных регионах, в том числе и на Южном Кавказе. До этого и в Сирии, и в Ливии, и в Восточном Средиземноморье она продемонстрировала, что играет самостоятельную роль, которая не зависит ни от позиции НАТО, ни от США. Думаю, что неоосманские амбиции Эрдогана, конечно, после войны в Карабахе окрепли», — заключил Михаил Рощин.
Что касается потенциально возможного прямого столкновения России и Турции в Нагорном Карабахе, учитывая, что никто не может гарантировать отсутствие турецких войск на подконтрольной Азербайджану территории, то, по мнению Рощина, и такого сценария нельзя исключать.
Что касается города Шуши (Шуша в азербайджанской версии), который располагается на господствующей высоте и откуда можно контролировать столицу Арцаха, то его занятие российскими миротворцами, по мнению Рощина, было бы логичным.
Он согласился, что в отношениям Москвы и Еревана после прихода прозападного Никола Пашиняна было не все гладко, но одновременно с тем заметил, что политики приходят и уходят, а люди остаются.
Он затруднился прогнозировать, является ли эта война за Карабах последней.
Он пояснил, что население Лачинского района могло бы не покидать своих домов, пользуясь тем, что рядом находятся российские миротворцы. Многое, по его мнению, будет зависеть от того, какую стратегию примет армянское руководство и руководство НКР.
Как сообщало ИА Newstes, боевые действия в Нагорном Карабахе начались 27 сентября наступлением азербайджанских войск с применением авиации, артиллерии и ударных беспилотников. Этот конфликт вошел в историю как самый кровопролитный и ожесточенный со времен первой Карабахской войны. В ночь на 10 ноября война завершилась введением российских миротворцев и передачей НКР Азербайджану части территорий — так называемого пояса безопасности, в свое время отвоеванного силами НКР в ходе боевых действий начала 90-х годов. Кроме того, Азербайджан взял под свой контроль завоеванные территории НКР, в том числе город Шуши — господствующую высоту, находящуюся в 12 километрах от столицы НКР. Подписанный документ предполагает участие исключительно российских миротворцев в урегулировании ситуации в Нагорном Карабахе. Сегодня стало известно, что Эрдоган направил в турецкий парламент указ, предполагающий отправку турецких военных в Азербайджан в рамках совместной с Россией мониторинговой миссии. По заявлениям российской стороны, участие Турции должно быть ограничено ее сотрудниками в совместном центре по контролю за перемирием на территории Азербайджана.
Кристина Мельникова
Все публикации автора