В результате длительных переговоров между представителями Еврокомиссии, Европарламента и стран-членов ЕС был согласован текст новой редакции директивы ЕС о контроле за приобретением оружия и владением оружием гражданскими лицами. Об этом сообщает Комитет постоянных представителей стран ЕС.
Достигнутое соглашение позволит значительно усложнить доступ к крупнокалиберному оружию, а также ужесточить систему регистрации огнестрельного оружия. Кроме того, предусматривается обязательная маркировка всех частей полуавтоматического оружия, что позволит облегчить процедуру его дальнейшего отслеживания и идентификации.
Предложение об ограничении доступа к огнестрельному оружию для гражданских лиц было озвучено Еврокомиссией в ноябре 2015 года, через несколько дней после терактов в Париже. Основная задача состояла в запрете полуавтоматических штурмовых винтовок, которые позволяют вести прицельный огонь одиночными выстрелами и обеспечивают высокую плотность огня. «Гражданские» версии автомата Калашникова или американских штурмовых винтовок AR-15 многократно использовались при совершении террористических актов, в том числе в Париже. Однако сторонам не удалось достичь договоренности относительно запрета всех без исключения модификаций автомата Калашникова и винтовок AR-15, предназначенных для гражданского использования.
В соответствии с новой редакцией Директивы ЕС гражданские лица не имеют право на приобретение, ношение, хранение и применение следующих видов огнестрельного оружия:
Кроме того, огнестрельное оружие, переделанное в нелетальное оружие самообороны, классифицируется в соответствии с его первоначальной категорией и подпадает под запрет. «Мюнхенский стрелок», 18-летний Давид С., использовал списанный и реактивированный театральный пистолет, из которого застрелил 9 человек.
Для создания соответствующей базы данных все операции, связанные с продажей оружия в странах ЕС, подлежат обязательной регистрации в электронном реестре.
Принятию новой редакции директивы активно противодействовали союзы охотников и стрелково-спортивные клубы. Представители Европейской ассоциации союзов охотников FACE заявили об «отсутствии связи между законным владением огнестрельным оружием для охоты или спорта и уголовной преступностью и терроризмом».
Однако в действительности все обстоит несколько иначе. Неделю назад врач из Марбурга застрелил в больнице своего коллегу, после чего покончил с собой. Преступник был спортивным стрелком и по информации прокуратуры имел законное право на владение оружием. За одиннадцать дней до трагедии в Марбурге 43-летний спортивный стрелок из Мeнхенгладбаха застрелил свою бывшую спутницу жизни и ее 17-летнего сына, после чего застрелился сам из своего легально купленного оружия. Полуавтоматическая винтовка Ruger и пистолет Glock, из которых норвежский террорист Андерс Брейвик в ноябре 2011 года устроил кровавую бойню на острове Утойя, также были приобретены им абсолютно легально. Для того, чтобы получить доступ к пистолету, Брейвик специально вступил в спортивно-стрелковый клуб.
Насколько сильно новая директива ЕС повлияет на законы об оружии в разных странах ЕС, зависит от действующего законодательства этих стран. В Германии большинство положений предусматривают более жесткие требования и не подлежат изменениям.
Как отметил Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, принятое соглашение позволит снизить риски применения легального огнестрельного оружия в преступных целях. По данным Еврокомиссии за последние десять лет в Европе было совершено 10 000 преступлений с использованием огнестрельного оружия, в том числе легального.
Вместе с тем, Жан-Клод Юнкер выразил сожаление по поводу того, что страны-участницы ЕС и Европарламент не смогли достичь договоренности о введении более жестких мер, прежде всего, в отношении приобретения и владения полуавтоматическим оружием с магазинами большой емкости.
Наибольшее сопротивление оказывали представители Финляндии и Чехии, где правила владения полуавтоматическим оружием гораздо проще, чем в Германии.
По материалам: germania