25 авг 15:48Политика

Генетики обнаружили кости венгерского короля Ласло Святого

Среди груды костей более чем 900 человек, хранившихся в склепе в венгерском городе Секешфехервар, ученым удалось идентифицировать останки короля Ласло I Святого, правившего Венгрией в 1077–1095 годах.

Кости находились в древнем соборе Секешфехервара, который в средние века был резиденцией венгерских королей. В городском соборе были коронованы 37 королей и 15 там погребены. Собор разграбили захватившие город в 1543 году турки, а после использовали его как пороховой склад, и в результате взрыва собор разрушился. Гробницы королей тоже были разорены. Нетронутыми остались только гробницы короля Белы III, правившего в 1172–1196 годах, и его первой жены Агнессы Антиохийской.

Исследователи из Университета Сегеда извлекли образцы ДНК из 400 костных останков и сравнили их с ДНК, которую они ранее получили из останков короля Белы III. В результате ученые смогли обнаружить кости Ласло Святого, который приходился родным братом королю Гезе I, прапрадеду Белы III.

Ласло I сумел установить сильную власть и прекратить междоусобные войны. Он завершил христианизацию Венгрии, начатую Иштваном Святым, правившим в 1000–1038 годах. Ласло силой подавил языческие культы и утвердил христианство как единственную религию королевства. После завоевания Хорватии он распространил христианство и там. Он оказывал существенную поддержку римскому папе Григорию VII в борьбе с императором Генрихом IV. Ласло должен был стать одним из предводителей первого крестового похода, но умер до его начала. Впоследствии он стал одним из самых почитаемых королей Венгрии, и благодаря ему славянское по происхождению имя Ласло, ранее не использовавшееся венграми, стало одним из самых распространенных.

Исследование ДНК останков склепа также выявило кости Андраша II, сына Белы III. Ученые планируют идентифицировать еще больше венгерских королевских особ, используя образец ДНК Яноша Корвина (1473–1504), внебрачного сына короля Матьяша I (1443–1490), а также череп королевы Неаполя Марии Венгерской (1257–1323), дочери Иштвана V. Результатом работы должно стать опознание всех останков и захоронение их в индивидуальных могилах. Также ученые планируют выполнить реконструкции лиц венгерских королей и их родственников по костям черепа. Для этой цели были просканированы все черепа, извлеченные из склепа. При реконструкции будет использована информация ДНК о цвете волос и глаз.