Показать меню
12 авг 10:16Политика

Бражник мертвая голова не сбивается с курса даже при ветровых помехах

Бражник мертвая голова не сбивается с курса даже при ветровых помехах

Согласно новому исследованию ученых из Института поведения животных Общества Макса Планка (MPI-AB), Университета Констанца и Университета Эксетера, мигрирующие насекомые способны сохранять идеально прямые траектории полета даже при неблагоприятных ветровых условиях. Исследователи отслеживали по радио мигрирующих бражников на расстоянии до 80 километров — это самое большое расстояние, на котором в дикой природе постоянно отслеживалось любое насекомое. Внимательно следя за бабочками, они установили, что бражники могут точно выдерживать прямые траектории на больших расстояниях, используя сложные стратегии корректировки неблагоприятных ветровых условий. Полученные данные показывают, что насекомые способны к точной навигации, подтверждая, что внутренний компас направляет их в длительных путешествиях.

Бражник мертвая голова (Acherontia atropos) — крупная ночная бабочка с размахом крыльев до 13 сантиметров. Она встречается в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, за исключением пустынь. Но если в Африке они живут на одном месте круглый год, то европейские представители этого вида совершают миграции из Африки в Европу и обратно, преодолевая не менее 4000 тысяч километров. Как и у многих других насекомых, за время миграции у мертвой головы сменяется несколько поколений, то есть ни одна особь не знает всего маршрута.

Исследователи вырастили бабочек из гусениц мертвой головы в лаборатории в Констанце. Затем бражников снабдили радиометками весом 0,2 грамма — менее 15 % массы тела взрослых особей. «Бабочки, вероятно, съедят больше по весу за ночь, поэтому эти метки очень легкие для них», — говорит руководитель исследования Майлз Менц (Myles Menz). Выпущенные на волю бабочки пускались в путь на юг. Исследователи проследили за 14 особями на протяжении до 80 километров или 4 часов, используя антенны, установленные на самолете Cessna, для определения точного местоположения каждые 5–15 минут. Насекомые летели в юго-юго-западном направлении от Констанца в Альпы, по обычному пути бражников к Средиземноморью и Северо-Западной Африке.

Из-за практических ограничений полета на самолете ученые непрерывно отслеживали бабочек, пока те не останавливались в пути. «Когда вы находитесь в самолете, становится чрезвычайно трудно дождаться, когда насекомые снова начнут мигрировать, потому что вам придется находиться в воздухе, когда это случится, что может произойти в любое время ночи», — говорит старший автор работы Мартин Викельски из MPI-AB и Университета Констанца, который пилотировал самолет во время исследования.

Результаты показывают, что бабочки во время полета сохраняют совершенно прямые траектории на больших расстояниях. Они используют ряд стратегий полета, чтобы защититься от помех ветра и держать курс всю ночь. Когда ветер был попутным, они летели высоко и медленно, позволяя воздуху нести себя. Во время сильного встречного или бокового ветра они летели низко к земле и увеличивали скорость, чтобы сохранить контроль над своим курсом.

«Долгие годы считалось, что миграция насекомых в основном связана с тем, что их разносит ветром. Но мы показываем, что насекомые способны быть отличными навигаторами наравне с птицами и гораздо менее уязвимы к ветровым условиям, чем мы думали», — говорит Майлз Менц.

Следующим шагом авторов исследования станет поиск ответа на вопрос, как бражники способны сохранять столь прямой курс. «Исходя из прошлых лабораторных исследований, вполне возможно, что насекомые используют внутренние компасы, как визуальные, так и магнитные, чтобы проложить свой маршрут по миру», — предполагает Менц.

Исследование опубликовано в журнале Science.

По материалам: polit
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
Компания PIONEER сообщила о ходе проведения работ в квартале HIGH LIFE16:52Яндекс 360 обеспечивает безопасность: сертификат для Яндекс Почты22:54Управление культурными проектами: эксперты делятся опытом на видеоплатформе Leo Classics21:00Звуки, запахи, краски помогают услышать и почувствовать стихи Евгении Витальской11:58Эксперты предложили пути преодоления кризиса в области реставрации22:34Специалисты KAMA TYRES рассказали, как ездить при сильном ветре10:24Дмитрий Добровольский стал лауреатом премии «Спорт и Россия»21:14ООО «Вагнермайер Руссланд» выбирает шины КАМА TYRES для своих полуприцепов20:04Конференция сильных спикеров в Перми19:33Подробности развода Алсу. Предложение, от которого нельзя отказаться20:20Подведены итоги соревнований среди пожарных дружинников ООО «Транснефть – Балтика»23:17Тимур Шарипов: DRIFT EXPO TRACK MODE – это серьезное испытание для спортсменов и техники19:20Акселерация для российских технологий: КРИТБИ и ГХК в поиске новых направлений18:30Велосипедные шины КАМА VELTA – премьера года на выставке Russia Halal Expo02:08ПАК КОГ – российская инновация для утилизации промышленных отходов20:05Волонтеры «Миссии Добро» учат, как помочь людям, страдающим деменцией17:10Много позитивных эмоций и впечатлений ждут посетителей кинофестиваля «В кругу семьи»15:14Гуманитарную помощь в Афганистан из России доставили самолетом МЧС16:48