Показать меню
12 авг 10:16Политика

Бражник мертвая голова не сбивается с курса даже при ветровых помехах

Бражник мертвая голова не сбивается с курса даже при ветровых помехах

Согласно новому исследованию ученых из Института поведения животных Общества Макса Планка (MPI-AB), Университета Констанца и Университета Эксетера, мигрирующие насекомые способны сохранять идеально прямые траектории полета даже при неблагоприятных ветровых условиях. Исследователи отслеживали по радио мигрирующих бражников на расстоянии до 80 километров — это самое большое расстояние, на котором в дикой природе постоянно отслеживалось любое насекомое. Внимательно следя за бабочками, они установили, что бражники могут точно выдерживать прямые траектории на больших расстояниях, используя сложные стратегии корректировки неблагоприятных ветровых условий. Полученные данные показывают, что насекомые способны к точной навигации, подтверждая, что внутренний компас направляет их в длительных путешествиях.

Бражник мертвая голова (Acherontia atropos) — крупная ночная бабочка с размахом крыльев до 13 сантиметров. Она встречается в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, за исключением пустынь. Но если в Африке они живут на одном месте круглый год, то европейские представители этого вида совершают миграции из Африки в Европу и обратно, преодолевая не менее 4000 тысяч километров. Как и у многих других насекомых, за время миграции у мертвой головы сменяется несколько поколений, то есть ни одна особь не знает всего маршрута.

Исследователи вырастили бабочек из гусениц мертвой головы в лаборатории в Констанце. Затем бражников снабдили радиометками весом 0,2 грамма — менее 15 % массы тела взрослых особей. «Бабочки, вероятно, съедят больше по весу за ночь, поэтому эти метки очень легкие для них», — говорит руководитель исследования Майлз Менц (Myles Menz). Выпущенные на волю бабочки пускались в путь на юг. Исследователи проследили за 14 особями на протяжении до 80 километров или 4 часов, используя антенны, установленные на самолете Cessna, для определения точного местоположения каждые 5–15 минут. Насекомые летели в юго-юго-западном направлении от Констанца в Альпы, по обычному пути бражников к Средиземноморью и Северо-Западной Африке.

Из-за практических ограничений полета на самолете ученые непрерывно отслеживали бабочек, пока те не останавливались в пути. «Когда вы находитесь в самолете, становится чрезвычайно трудно дождаться, когда насекомые снова начнут мигрировать, потому что вам придется находиться в воздухе, когда это случится, что может произойти в любое время ночи», — говорит старший автор работы Мартин Викельски из MPI-AB и Университета Констанца, который пилотировал самолет во время исследования.

Результаты показывают, что бабочки во время полета сохраняют совершенно прямые траектории на больших расстояниях. Они используют ряд стратегий полета, чтобы защититься от помех ветра и держать курс всю ночь. Когда ветер был попутным, они летели высоко и медленно, позволяя воздуху нести себя. Во время сильного встречного или бокового ветра они летели низко к земле и увеличивали скорость, чтобы сохранить контроль над своим курсом.

«Долгие годы считалось, что миграция насекомых в основном связана с тем, что их разносит ветром. Но мы показываем, что насекомые способны быть отличными навигаторами наравне с птицами и гораздо менее уязвимы к ветровым условиям, чем мы думали», — говорит Майлз Менц.

Следующим шагом авторов исследования станет поиск ответа на вопрос, как бражники способны сохранять столь прямой курс. «Исходя из прошлых лабораторных исследований, вполне возможно, что насекомые используют внутренние компасы, как визуальные, так и магнитные, чтобы проложить свой маршрут по миру», — предполагает Менц.

Исследование опубликовано в журнале Science.

По материалам: polit
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
Как получить максимальную выгоду от покупок с помощью randewoo промокод14:34Сахалинский угольный конвейер: от технологической сложности до экологической устойчивости13:15Российским автомобилистам предложили заправляться с выгодой до конца зимы10:39Нижнекамский шинный комплекс обновил ассортимент бренда Viatti01:01Восемь сотрудников АО «Оренбургские минералы» были награждены президентом20:27Softline и Юзтех начали взаимодействие в сфере развития отечественного ПО21:44Как школьное образование отвечает на глобальные вызовы, обсудят участники «Физтех-Форума-2025»19:20«Физтех-Форум-2025»: от школьного образования до технопредпринимательства18:57Розетки и выключатели как часть дизайна: что важно учитывать09:34Психолог Анастасия Семёнова рассказала, что такое эмоциональный интеллект (EQ) и почему он важен19:31Учебник Александра Минакова «Искусственный интеллект и нейросети в образовании» получил признание на международной Премии «На благо мира»21:22Коллектив филиала «ПМУ» «Уралхима» получил благодарность Президента РФ11:00Корпорация «Термекс» представит инновации на выставке Aquaflame by Aquatherm 202519:47Путешествие от традиции к инновации в искусстве18:51«1/8 Земли: Визионеры России» — Кто превращает будущее в настоящее?11:13Определены наиболее успешные региональные отделения Союза машиностроителей России22:26Новый шпионский триллер «Мирный Атом» вышел на экраны в России19:13Святослав Петрушко награждён медалью «Тыл — фронту»18:38