В экспозиции Археологического музея города Эльда в испанской области Валенсия появился новый экспонат — «люстра» римской эпохи. Её реставрацию недавно завершили работники музея.
Фото: Antonio M. PovedaЛюстра представляет собой масляную лампу с резервуаром для масла в форме кольца диаметром около 45 сантиметров. От этого кольца вверх отходят 32 рожка, в которые помещались фитили. Отметка производителя на лампе указывает, что она была изготовлена в I веке нашей эры в местной мастерской Люция Эроса. Подобная масляная люстра могла освещать богатый дом или общественное здание. По словам ученых, аналогов такому артефакту нет.
Иберийское поселение на территории нынешнего города Эльда появилось еще до прихода в Испанию римлян. Оно представляло собой укрепление («оппидум») на вершине холма, который сейчас носит название Эль-Монастиль. Этот район был богат сырьем для производства керамики, и к I веку до н. э. здесь действовали мастерские с печами для обжига гончарных изделий, и даже возник особый стиль керамики Эль-Монастиль. После Второй пунической войны данной территорией овладели римляне. Скромный иберийский город стал расти и процветать за счет торговли благодаря своему выгодному положению на реке и близ дороги Виа Августа, которая протянулась по югу Испании от Нарбонны в Пиренеях до Гадеса (Кадис) на Атлантическом побережье. Источники не сохранили прямого упоминания названия этого города, но предполагается, что он назывался Эллюм (Ellum), так как ответвление Виа Августа, ведущее к городу, называлось Ad Ello («к Эллюму»).
Производство керамики при римской власти увеличилось, Люций Эрос, владевший большой мастерской с тремя печами, был одним из крупнейших предпринимателей в Эллюме I века. В 1989 году Антонио Поведа, профессор истории древнего мира в Университете Алькала-де-Энарес и директор Музея города Эльда, обнаружил остатки мастерской Люция Эроса. Среди найденных артефактов были остатки керамических масляных ламп со множеством рожков с отверстиями для фитиля. В период с 2009 по 2010 год было обнаружено еще несколько фрагментов по крайней мере двух таких крупных светильников, в которых также были каналы, через которые подливалось масло. По словам Поведы, «этот тип осветительных приборов, должно быть, было трудно производить, и для этого требовались специализированные гончары, такие как работники Люция Эроса. Из-за дороговизны их делали немного, поскольку они использовались для освещения больших комнат в домах богатых людей или в важных зданиях». Археолог считает, что мастерская в основном получала заказы из крупных близлежащих городов, таких как Илици (ныне Эльче) или Люсентум (ныне Аликанте).
По материалам: polit