29 июл 16:16Политика

Неандертальцы изготавливали листовидные наконечники копий 65 тысяч лет назад

В пещере Холе-Фельс горной гряды Швабская Юра в Германии археологи нашли каменный наконечник копья листовидной формы возрастом 65 тысяч лет. Ранее считалось, что неандертальцы овладели этой технологией как минимум на десять тысяч лет позже.

Одна из крупнейших пещер южной Германии расположена недалеко от города Шельклинген в земле Баден-Вюртемберг. Археологи изучают ее с 1870-х годов, в ней были найдены одни из самых ранних примеров доисторического искусства и музыкальных инструментов, когда-либо обнаруженных. В 2006 году в пещере была найдена костяная флейта, которой около 35 тысяч лет. В 2008 году там нашли одну из древнейших «палеолитических Венер». В 2017 году пещера Холе-Фельс стала частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Пещеры и искусство ледникового периода в Швабской Юре».

Найденный наконечник копья имеет длину 7,6 см, ширину 4,1 см, толщину 0,9 см и массу 28 граммов. Находка была надежно датирована методом электронного спинового резонанса. «Это открытие представляет собой первый случай, когда листовидный наконечник был извлечен в ходе современных раскопок, что позволяет нам изучить свежую находку с помощью самых современных методов, — говорит профессор Николас Конард из Университета Тюбингена и Центра эволюции человека и палеоэкологии имени Зенкенберга. — В последний раз археологи этого региона обнаружили подобные артефакты в 1936 году. До сих пор находки листовидных наконечников интерпретировались как принадлежащие периоду между 45 000 и 55 000 лет назад — последней культурной фазе неандертальцев в Центральной Европе. Новые результаты демонстрируют, что наши предположения о датировке культурных групп поздних неандертальцев были ошибочными и нуждаются в пересмотре».

Используя подробный микроскопический анализ, исследователи обнаружили, что наконечник был закреплен на деревянном стержне. «Повреждение наконечника указывает на то, что артефакт использовался в качестве наконечника для копья и что копьем, скорее всего, кололи добычу, а не бросали его, — пишут авторы работы. — Неандертальцы использовали клей на растительной основе и веревки из растительных волокон, сухожилий или кожи, чтобы прикрепить наконечник к копью. Очевидно, они использовали копье для охоты. Пока они затачивали инструмент, он сломался, и его выбросили».

«Неандертальцы были опытными каменотесами и точно знали, как создавать и использовать сложные технологии, объединяющие несколько частей и материалов для производства и обслуживания смертоносного оружия, — говорит Верле Ротс из Льежского университета. — Homo heidelbergensis использовал для охоты острые деревянные копья, но на их копьях не было каменных наконечников, как у неандертальцев».

Результаты этой группы опубликованы в двух статьях в журналах Archäologische Ausgrabungen in Baden-Württemberg и Mitteilungen der Gesellschaft für Urgeschichte.