Показать меню
01 авг 10:32Политика

Эксперты жёстко критикуют план спасения «Латвийской железной дороги»

Эксперты жёстко критикуют план спасения «Латвийской железной дороги»

«Латвийская железная дорога» (Latvijas dzelzceļš, LDz) переживает драматическое сокращение грузооборота. Для спасения предприятия разработана новая бизнес-модель, которая включает в себя расширение спектра оказываемых услуг, пишет «Sputnik Латвия».

На прошлой неделе председатель правления ГАО Latvijas dzelzcels Марис Клейнбергс представил новую бизнес-модель предприятия, которая предусматривает расширение спектра услуг путем включения в него морских и автомобильных экспедиторских услуг, а также услуг терминалов и складов, пишет Diena.

Однако при разработке новой бизнес-модели руководство компании, видимо, не учло правовые нормы, которые накладывают ряд ограничений на бизнес-планы государственных обществ капитала, когда их деятельность может прямо или косвенно повлиять на конкурентоспособность частного сектора. А именно, LDz планирует начать бизнес в областях, где, как заключило издание Diena, достаточно широко представлен частный сектор, существует широкий ассортимент услуг и, следовательно, конкуренция. Таким образом, намерение LDz начать бизнес в этих областях, судя по всему, противоречит нормативным актам. Это, по сути, подтвердили и представители Совета по конкуренции.

Ознакомившись с публично доступной информацией о планах LDz, Совет по конкуренции констатировал, что намерение госкомпании начать оказывать морские и автомобильные экспедиторские услуги, а также услуги терминалов и складов является расширением деятельности компании, поскольку раньше она таких услуг не оказывала. При этом участие публичного лица — государства или самоуправления — в обществе капитала регулируется статьей 88 закона об устройстве государственного управления. В ней говорится, что публичное лицо для эффективного выполнения своих функций может учредить общество капитала или участвовать в обществе капитала, если выполняется одно из условий:

1) устраняется несовершенство рынка — ситуация, когда рынок не способен обеспечить реализацию интересов общества в соответствующей сфере;

2) в результате деятельности общества капитала, в котором участвует публичное лицо, создаются товары или услуги, которые являются стратегически важными для развития административной территории государства или самоуправления либо государственной безопасности;

3) общество капитала управляет собственностью, которая является стратегически важной для развития административной территории государства или самоуправления или государственной безопасности.

Согласно закону, публичное лицо до учреждения или приобретения доли в обществе капитала должно провести оценку и обосновать необходимость своего участия в предприятии — нужно доказать, что иным способом невозможно эффективно достичь вышеперечисленных целей. При проведении оценки публичное лицо должно проконсультироваться с компетентными структурами в сфере защиты свободы конкуренции и представляющими коммерсантов товариществами или учреждениями.

Таким образом, с учетом того, что целью статьи 88 является ограничение необоснованного участия публичного лица в обществах капитала, Совет по конкуренции считает, что LDz до изменения своей бизнес-модели необходимо провести оценку новой стратегии на предмет воздействия на конкуренцию и обосновать, что задуманные изменения необходимы для того, чтобы публичное лицо (в случае LDz — государство) обеспечило выполнение одного из перечисленных в законе условий.

Как считают в Совете по конкуренции, до тех пор, пока LDz не проведет соответствующую оценку с привлечением экспертов и коммерсантов, изменение бизнес-стратегии компании поддержать невозможно.

«В свою очередь, сложно сделать вывод, будет ли расширение деятельности нарушать принцип нейтрального воздействия на конкуренцию, который с 1 января этого года закреплен в законе о конкуренции и обязывает публичное лицо не создавать для себя и своих обществ капитала какие-либо преимущества, которые недоступны для частных коммерсантов, пока LDz не выполнила упомянутую оценку», — подчеркнули представители Совета по конкуренции.

Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс, комментируя претензии к разработке новой бизнес-модели LDz, заявил, что задача компании — разработать такой план, который удовлетворял бы всем законам. Министр подчеркнул, что для «Латвийской железной дороги» важна каждая тонна груза.

«Конечно, все правила в вопросе соблюдения честной конкуренции должны соблюдаться, но в то же время нам важно привлечь к железной дороге груз. Фактически каждая тонна важна, поэтому нам важно, чтобы LDz обратила лицо к клиенту и понимала его желания», — подчеркнул Линкайтс.

«Бизнес-модель „Латвийской железной дороги“ не является ни новой, ни жизнеспособной», — считает бывший вице-президент Latvijas dzelzceļš Айварс Стракшас, покинувший пост в прошлом году вместе с главой LDz Эдвинсом Берзиньшем, пишет газета Latvijas Avīze.

Айварс Стракшас, комментируя новый бизнес-план LDz, заявил, что лезть в бизнес своих партнеров — не лучшая практика. «До сих пор LDz оказывала стивидорам услуги, а теперь их работу хочет сделать сама — там будет склока!» — отметил Стракшас. По его мнению, многие прежние наработки LDz за тот год, который работает новое руководство компании, были просто утрачены.

«Падение грузооборота на 47% — это катастрофа. Что такого ужасного произошло за год? Осенью упали цены на энергоносители, но старые контракты должны были выполняться. Мы видим, что в этом году пропущены грузы российского зерна, с которыми надо было начать работать еще в прошлом году. Россия стала крупнейшим экспортером пшеницы в мире. Но собственных мощностей для перевалки ей все еще не хватает», — сказал Стракшас.

Однако и Латвия не получила грузов, которые РФ пока не может перевалить самостоятельно. Так, по словам Стракшаса, произошло, потому что в свое время прежнего президента LDz предупредили, что долго он уже не проработает, потом на должность пришел новый человек, и в течение прошлого года переговоры вести было фактически некому. «Из-за этого потеряно 5−6 миллионов тонн груза», — считает бывший вице-президент LDz.

Также среди негативных факторов он отметил заявление Талиса Линкайства при вступлении в должность министра сообщения о том, что транзит теперь не в приоритете. «И инвесторы это услышали», — заверяет Стракшас.

«Министр также заявил, что вся предыдущая работа LDz с Китаем была напрасна. Наши усилия, предпринятые с тем, чтобы заполучить полное обслуживание индустриального парка „Великий камень“ в Беларуси, тоже оказались напрасны. Мы все подарили Клайпеде. В Литве сейчас перегружается почти все, что везут из Беларуси на Запад», — сказал Стракшас.

Он напомнил, что, когда разрабатывался проект электрификации LDz, был проведен аудит, который показал, что «Латвийская железная дорога» рентабельна при объеме грузов в 48−50 миллионов тонн в год. В 2018 году LDz перевезла 48,7 миллиона тонн.

«Я слышал, что новый план составляет 30 миллионов в год. Разницу между 48 и 30 миллионами создает политический аспект. Россия реализует свою политику в вопросе экспорта нефтепродуктов, остальные грузоперевозки — чистая коммерция, как выгоднее — так и везут. В настоящее время политическое давление исходит не со стороны России, а, скорее, с нашей стороны, поэтому и грузов нет», — отметил Стракшас.

Он также заметил, что новый министр сообщения никуда не ездит, не контактирует с возможными партнерами, как и новый глава LDz. Результат: минус 18 миллионов тонн грузов в год — а это более € 200 миллионов доходов.

«Нет ни идей, ни денег. Поэтому моя оценка новой бизнес-модели LDz такова: министр пришел с установкой, что компании нужно что-то новое — год прошел в поисках. Новая модель уже не могла быть построена под транзит, так как министр сообщил, что транзит не является приоритетом. Теперь этот бизнес-план написан просто для того, чтобы отчитаться о работе», — заключил Айварс Стракшас.
По материалам: eadaily
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
Разработчики рассказали о нововведениях в модуле видеоконференцсвязи «Р7-Команда»13:05Продукты обогащения хризотилового волокна будет перерабатывать дочернее предприятие «Ураласбеста»19:21Ученый Анастасия Рычагова на Всемирном фестивале молодежи получила премию имени Ю.М. Лужкова18:27«Здоровое Отечество» поддержит паралимпийский спорт и адаптацию людей с инвалидностью21:45Программа технологического хаба на фестивале в Сочи состоялась при участии Фонд Юрия Лужкова19:57Банк Синара: у россиян популярен кешбэк «на все», а также на покупки в супермаркетах и аптеках09:53Ксения Шойгу вошла в состав Попечительского совета фонда «Орион»18:50«Налог на СВО» и вовлечение жертв в тяжкие преступления – новые аферы мошенников20:09Фонд Юрия Лужкова наградит научные разработки молодежи02:30Чемпион Игр Будущего станет первым мастером спорта по программированию18:34Компания «О3-Коутингс» отмечает 15-летие успешной деятельности16:23Новинки шин категории Mud Terrain21:43Наблюдать за показами на Московской неделе моды можно будет в VK21:31Запущено производство новых квадро шин KAMA TYRES21:53KAMA TYRES представил обновление в сегменте ЦМК19:20Права участия в финале IV МНТКМ добились специалисты ООО «Транснефть – Балтика»20:597,5 тонны сладостей съели россияне в День святого Валентина20:56Эксперт назвал критический дефицит, угрожающий стройкам20:38
Популярные новости