17 янв 13:32Политика

Во время космического полета у человека разрушается больше эритроцитов, чем обычно

Исследование ученых из Университета Оттавы и Исследовательского института больницы Оттавы показало, что в ходе космического полета у космонавта повышается скорость гибели эритроцитов — красных кровяных клеток, что несет угрозу анемии.

В обычных условиях в теле человека зарождается и разрушается примерно по два миллиона эритроцитов каждую секунду. Однако у членов экипажей Международной космической станции число погибающих эритроцитов повышалось на 54 %, составляя около трех миллионов в секунду. Это было обнаружено у 14 человек, каждый из которых провел на борту МКС полгода. У пяти из 13 человек после возвращения на Землю была выявлена клиническая анемия (у одного астронавта после приземления не взяли анализ крови).

«О космической анемии постоянно сообщалось, когда астронавты возвращались на Землю после первых космических полетов, но мы не знали, каковы ее причины, — говорит профессор Гай Трудель (Guy Trudel). — Наше исследование показывает, что по прибытии в космос разрушается больше эритроцитов, и это продолжается на протяжении всей миссии астронавта». Ранее космическая анемия считалась быстрой адаптацией к увеличению количества жидкости в верхней части тела человека, попадающего в условия невесомости. Но теперь авторы обнаружили, что весомый вклад в анемию вносит ускоренное разрушение эритроцитов. «К счастью, меньшее количество эритроцитов в космосе не является проблемой, когда ваше тело невесомо, — говорит профессор Трудель. — Но при посадке на Землю и, возможно, на другие планеты анемия, влияющая на вашу энергию, выносливость и силу, может угрожать целям миссии. Последствия анемии ощущаются только после приземления, когда вам снова приходится иметь дело с гравитацией».

Уровень эритроцитов у вернувшихся членов экипажа постепенно возвращался к норме через три-четыре месяца после возвращения на Землю. Однако разрушение эритроцитов оставалось ускоренным на 30 % даже спустя год после полета. Авторы работы указывают на необходимость проверки космонавтов и космических туристов на существующие заболевания крови или состояния, связанные с анемией.

Исследование опубликовано в журнале Nature Medicine.