23 сен 12:16Политика

Ученые поймали более 5000 птиц, чтобы узнать, как это делали неандертальцы

Гильермо Бланко (Guillermo Blanco) из Национального музея естественной истории в Мадриде, Антоние Санчес-Марко (Antonio Sánchez-Marco) из Каталонского института палеонтологии и Хуан Хосе Негро (Juan José Negro) из биостанции Высшего совета по научным исследовании Испании в Доньяне провели экспериментальное исследование, чтобы подтвердить гипотезу о том, что неандертальцы могли охотиться в пещерах на альпийских галок. Для этого ученые сами отправились в пещеры и поймали там руками более пяти тысяч птиц.

Существует немало археологических данных, указывающих, что неандертальцы добывали птиц, включая врановых, голубей и хищных птиц. В новом исследовании ученые сосредоточили свое внимание на том, как неандертальцы охотились на альпийских галок, которые селятся в пещерах. Ученые сначала провели обзор литературы, чтобы выяснить, сколько окаменелостей альпийских галок было найдено в пещерах, где также обнаружились останки или орудия неандертальцев. В Европе таких случаев оказалось очень много, особенно на Пиренейском полуострове. В девяти местах на останках альпийских галок были следы обугливания, укусов или порезов от каменных орудий.

Птицы могли служить ценным источником питания для первых гоминидов, особенно красноносая альпийская галка (клушица), в которой повышена концентрация каротиноидов, важнейших питательных микроэлементов. Поведение и социальные навыки, необходимые для ловли птиц, должны были иметься у неандертальцев, живших в группах из 10–20 взрослых вместе с детьми. Поскольку альпийских галок трудно поймать днем на открытом воздухе, вероятно, охоту на них вели по ночам, когда птицы отдыхают в пещерах.

Затем ученые решили проверить свою гипотезу на практике. В течение нескольких лет исследователи посещали пещеры и научились ловить альпийских галок под покровом ночи. Они использовали лампы, чтобы ошеломить спящих птиц. Лампы играли роль факелов, которые, возможно, применяли с этой целью неандертальцы. После эксперимента всех птиц выпускали целыми и невредимыми. В 296 испытаниях на 70 местах ночевки альпийских галок ученые поймали в общей сложности 5525 птиц.

«Мы пришли к выводу, что альпийские галки были уникально уязвимы для неандертальцев, если те использовали в ночных пещерах искусственное освещение, такое как огонь, — говорит палеоорнитолог Антонио Санчес-Марко. — Мы показываем, что при ослеплении альпийские галки либо пытаются вырваться наружу, и в этом случае их можно поймать сетями, перегородив вход, либо взлетают вверх к потолку, где их часто можно поймать руками. Две-три галки дают достаточно энергии для полноценного питания взрослого неандертальца, в то время как несколько опытных охотников могут легко поймать от 40 до 60 птиц за ночь».

Работа опубликована в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.