02 июл 12:00Политика

Выявлены редкие генетические варианты, которые защищают от ожирения

Группа исследователей определила редкие варианты генов, которые защищают своих счастливых носителей от излишнего веса.

По меньшей мере 2,8 миллиона человек ежегодно умирают от избыточного веса или клинического ожирения. Ожирение увеличивает риск развития диабета второго типа, болезней сердца, некоторых видов рака и даже тяжелой формы COVID-19. Диета и физическая активность могут помочь людям с ожирением похудеть, но генетика также сильно влияет на то, разовьется ли у человека болезнь. Ранее исследования, сосредоточенные на людях с крайней степенью ожирения, выявили варианты генов, которые повышают вероятность избыточного веса у людей, например, «сломанная» копия гена MC4R, связанного с регуляцией аппетита. Другая работа обнаружила тысячи генетических вариантов, каждый из которых незначительно влияет на массу тела, но вместе они могут значительно увеличить вероятность ожирения.

В новом исследовании были секвенированы геномы более 640 000 человек из Мексики, США и Великобритании. В работе исследовался только экзом — часть генома, которая кодирует белки. Затем исследователи изучили мутации в генах, которые были связаны с более низким или более высоким индексом массы тела (ИМТ). Из 16 генов, связанных с ИМТ, пять кодируют трансмембранные белки, известные как рецепторы, сопряженные с G-белком. В дополнение к доказательству, что эти гены влияют на вес, ученые обнаружили, что все пять генов экспрессируются в гипоталамусе — области мозга, которая регулирует чувство голода и обмен веществ.

Варианты одного из этих генов — GPR75 — оказали наибольшее влияние на ИМТ. Люди, несущие мутации, которые инактивировали одну копию этого гена, весили в среднем на 5,3 килограмма меньше и имели вдвое меньшие шансы на ожирение по сравнению с людьми с обеими рабочими версиями гена. Чтобы продемонстрировать, как GPR75 влияет на набор веса, исследователи создали генетически модифицированных мышей, лишенных рабочей копии гена. На диете с высоким содержанием жиров эти мыши набирали на 44 % меньше веса по сравнению с контрольными мышами. Модифицированные мыши также лучше контролировали уровень сахара в крови и были более чувствительны к инсулину.

К сожалению, варианты GPR75, которые инактивируют этот ген, встречаются редко: их имеет лишь один человек из трех тысяч. Но GPR75 может быть потенциальной мишенью для лекарств. Уже известны две молекулы, которые активируют рецептор GPR75. Если же найти препараты, которые его отключают, ученые могут предложить новые варианты лечения ожирения.

Исследование опубликовано в журнале Science.