02 мар 17:16Политика

Климатические изменения 215 миллионов лет назад помогли травоядным динозаврам добраться до Гренландии

Понижение концентрации углекислого газа в атмосфере Земли, случившееся миллионы лет назад, сделало климат более мягким, что позволило крупным травоядным динозаврам, таким как завроподоморфы, значительно расширить свой ареал и добраться до Гренландии.

В поздний триасовый период около 252 миллионов лет назад на большей части планеты был засушливый климат. Хищные виды динозавров были широко распространены в то время, а травоядные животные, жизнь которых зависит от обилия растений, были географически ограничены зелеными территориями. Это касалось и завроподоморфов — величественных динозавров с длинной шеей, в число которых входят самые крупные сухопутные животные, когда-либо жившие на Земле. Миллионы лет завроподоморфы не покидали своего исконного ареала на территориях современных Аргентины и Бразилии.

По мнению авторов исследования, продвинуться на север им помогло падение уровня углекислого газа около 215 миллионов лет назад. «В принципе, динозавры могли пройти почти от одного полюса до другого. Между ними не было океана. Не было больших гор. И всё же это заняло 15 миллионов лет. Кажется, улитки могли бы сделать это быстрее», — говорит один из авторов работы Деннис Кент, геолог из Колумбийского университета.

Ранее считалось, что завроподоморфы мигрировали из Южной Америки до Гренландии в период с 205 до 225 миллионов лет назад. Но после палеомагнитных исследований образцов из Южной Америки, Аризоны, Нью-Джерси, Европы и Гренландии ученые уточнили эту дату.

В конце триасового периода, 233–215 миллионов лет назад, на Земле был чрезвычайно высокий уровень углекислого газа — до 4000 частей на миллион. Он делал сухую среду чрезвычайно засушливой, а влажную — муссонной, что ограничивало количество растений, которыми травоядные могли питаться во время миграции. Между 215–212 миллионами лет назад уровень углекислого газа снизился вдвое — до 2000 частей на миллион. По словам исследователей, это сделало климатические условия более благоприятными, что и позволило завроподоморфам продвинуться на север.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.