Совместное заявление по итогам визита в Москву члена Государственного Совета КНР, министра иностранных дел Ван И, который состоялся в сентябре, носит эпохальный характер, определяющий рамки геополитических отношений двух великих держав. Об этом пишет гонконгское интернет-издание Asia Times.
Визит Ван И в Москву состоялся в связи с заседанием Шанхайской организации сотрудничества на уровне министров иностранных дел. Его двусторонняя встреча с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым прошла 11 сентября в самом конце визита, однако с точки зрения международной безопасности и мирового порядка она стала знаковым событием и поворотной точкой в эволюции российско-китайского согласия, отмечает издание.
В документе, подготовленном по итогам визита Вана, обращено внимание на ключевые области российско-китайского партнерства, на взаимные интересы двух держав, а также на постоянно меняющийся глобальный геополитический контекст в современной международной обстановке. Это совместное заявление выдержано в духе российско-китайской декларации о текущей международной ситуации и ключевых проблемах, особенно о глобальной политической стабильности и подъеме мировой экономики.
Комментируя отраженную в российско-китайском заявлении геополитическую ситуацию в мире, который «проходит через этап глубокой трансформации» на фоне «усиливающейся турбулентности» и новой коронавирусной инфекции, Asia Times особо обращает внимание на «возмутительную кампанию, начатую Британией и США, и вскоре подхваченную некоторыми другими странами (в том числе, громким хором голосов в Индии)». Ее участники заявляют, что вину за пандемию Covid-19 («уханьский вирус») необходимо возложить исключительно на Китай, где эта пандемия началась. И все потому что он якобы не выполнил свои международные обязательства и не поделился подробной информацией с мировым сообществом.
Оно обращает внимание на то, что «Москва целиком и полностью стоит на стороне Пекина и призывает власти государств, общественные организации, СМИ и деловые круги укреплять взаимодействие и совместно противостоять ложной информации, а также перестать политизировать тему пандемии и объединить усилия всех сторон с тем, чтобы сообща одержать победу над коронавирусной инфекцией, совместно реагировать на различные вызовы и угрозы».
В свою очередь американский журнал The National Interest, разбирая усиливающееся противостояние США с Китаем и роль России в этом геополитическом процессе, указывает, что на базисном уровне интересы Москвы больше совпадают с интересами Пекина, чем с интересами США, и перспектива более глубокой американо-китайской конфронтации повысит важность этого неформального союза и для Пекина, и для Москвы. При этом Вашингтон продолжает политику, направленную на смену власти в обеих странах.
Однако представление о том, что Россия может оказаться благосклонно нейтральной в конфронтации между Соединенными Штатам и Китаем, является, скорее, слишком оптимистичным, «несмотря на растущий список противоречий в китайско-российских отношениях», считают авторы этой публикации.
Несмотря на утверждения Вашингтона о том, что Россию должно беспокоить наращивание Пекином своих вооружений, Москва признает, что растущие ядерные, военно-морские и военно-воздушные силы Пекина представляют собой значительно больший вызов гегемонии Соединенных Штатов в западной части Тихоокеанского региона, чем российским интересам в Евразии. Независимо от целей, скрывающихся за политическим вмешательством России и Китая в дела демократических государств (включая Соединенные Штаты), обе эти страны заинтересованы в создании безопасного мира для авторитаризма и имперской геополитики, а это, в свою очередь, представляет собой вызов доминированию Соединенных Штатов в международной системе.