Бельгийский король Леопольд II и первооткрыватель Америки Христофор Колумб своими расистскими приказами похожи на нацистов. Такое мнение высказала на литовском польско-язычном портале Znad Wilii представитель Европейского фонда прав человека, публицистка Марта Беднарчик.
Колумнистка высказалась на злободневную тему антирасистских выступлений с актами вандализма по отношению памятников историческим и политическим деятелям Запада, которые запятнали себя угнетением слабых народов. Марта Беднарчик пишет:
«В литовском контексте здесь невозможно не думать о знаменитой табличке, посвященной Йонасу Норейке (военному преступнику, виновному в истреблении евреев на территории Литовской ССР. — ИА Newstes). Сначала по решению мэра Вильнюса табличку сняли с фасада библиотеки имени Врублевских, потом восстановили, теперь она висит, и многие задаются вопросом, стоило ли ее вешать. Защитники мемориальной доски „генералу Ветру“ указывают на его борьбу с коммунистическим режимом, заключение в концлагерь Штутгоф, поднимают плакаты, провозглашающие, что „Норейка был героем“. Еврейская община же упорно напоминает, что Норейка, разрешая создание гетто в Шяуляе, способствовал их изоляции, конфискации их имений и постепенного истребления, не говоря уже о связях, которые привели к резне евреев в Плунгянах (в могилах близ литовского городка Плунге лежат около 1800 расстрелянных евреев. — ИА Newstes). Так кто же прав в этом споре?»
Автор проводит аналогию с Колумбом и Леопольдом:
«Во время каучукового режима король Леопольд II лично не стоял за отрезанием конечностей конголезцев, которые не выполняли ежедневный план по добыче сырья, но его амбиции и политика сделали это возможным. Христофор Колумб лично не стоял за изнасилованием тысяч малолетних девочек и их продажей в рабство, но его деятельность определенно позволила это сделать. Подобным образом Норейка не убивал евреев лично, но именно этому способствовало создание шяуляйского гетто и коллаборация с нацистскими оккупантами. Масштабы их поступков, конечно, различны, но ответственность за страдания и смерть обиженных остается неизменной. Поэтому, возможно, пришло время вслед за памятниками бельгийскому королю и итальянскому первооткрывателю также расквитаться с памятником литовскому офицеру».
По материалам:
eadaily