Три истории по созданию в российской энергетике собственных, независимых от импорта технологий протекают параллельно и традиционно привлекают внимание наблюдателей. Речь идет о следующих секторах: оборудование для крупнотоннажного производства сжиженного природного газа (СПГ), возобновляемая энергетика (ВИЭ, ветер и солнце), а также создание собственной газовой турбины большой мощности. Последние новости вновь дают повод обсудить ход и особенности процесса импортозамещения.
Во-первых, наблюдаются некоторое отставание в намеченных планах. Сначала об СПГ. Запуск четвертой линии "Ямала СПГ" (напомним, это небольшая "тестовая" линия, но уже на российских технологиях и оборудовании) вновь откладывается. Как стало известно на днях, пусконаладочные работы начнутся только в третьем квартале 2020 года. Изначально старт работы этой линии по сжижению был запланирован на четвертый квартал 2019 года, то есть уже сейчас, даже если все пойдет по графику, имеем примерно годовой сдвиг от плана.
В связи с этим не стоит ожидать серьезных инвестиций в проект "Обский СПГ" (следующий, теперь уже более крупный завод на российской технологии) до тех пор, пока "Ямал СПГ, четвертая линия" не будет запущен и протестирован. Создание полноценных собственных производств в средне- и крупнотоннажном сжижении сдвигается в лучшем случае на год.
Чем-то похожая ситуация в секторе возобновляемой энергетики. Как на днях сообщили СМИ, за прошедшие пять лет инвесторы в ВИЭ ввели только половину от запланированных мощностей, а сроки запуска строящихся объектов регулярно сдвигаются. За задержки платятся и штрафы. В основном проблемы с ветряками, а не с солнечными панелями. Это понятно, технически и организационно с точки зрения девелопмента ВИЭ организация ветропарков — дело более сложное, чем установка солнечных панелей.