Фидель Кастро был невеликим коммунистом. Изначально - он сторонник подобающего его происхождению (богатые землевладельцы) модернового буржуазного национализма в испанском духе Примо де Риверы или национальном кубинском - Хосе Марти. Безусловный суверенитет национального правительства, создание единой гражданской нации из людей всех цветов кожи, консерватизм и традиционализм отношений между сословиями, которые в первой трети 20-го века превратились в "корпоративизм".
Собственно, базовой претензией к Батисте была бессмысленная коррумпированность режима этого сержанта-профсоюзника и его зависимость даже не от США, как таковых (Фидель уважал США, писал в детстве письма Рузвельту и получал от его администрации ответы, которые вывешивали на доске почета в школе), а от людей типа Багси Сигала, Лаки Лучано или Мейера Лански. Коммунист и друг СССР Кастро родился по ходу пьесы, когда стало понятно, что без крыши серьезной ему не выжить. Он и Батисту то ведь свергал не столько за антинародность, сколько за нелегитимность - тот пришел к власти путем военного переворота (на переворот, кстати, Батиста пошел перед президентскими выборами, на которых по опросам рисковал занять последнее место) и не предпринял за 7 лет никаких серьезных попыток "нормализации" политического режима.
"Стану коммунистом, только если меня сделают Сталиным" - вот его ранний комментарий по поводу социализма. Отчасти пророческий. Братья Кастро - не пламенные леваки Камило Сьенфуэгос и не Че Гевара (первый странно погиб после того, как армию подчинили Раулю, второго выжили с Кубы и в результате тоже убили).
Братья Кастро по базовым убеждения скорее более успешные аналоги недавно почившего в Майами, а до этого отмотавшему двадцаточку в тюрьме на Кубе еще одного их соратника - Убера Матоса. Коммунистами их сделала необходимость сохранить завоевания революции, найти опору в сопротивлении США. Не будь этой необходимости режим Кастро был бы развеселым карибским вариантом Франко или португальского Салазара. (В принципе, он таким и стал сразу после конца СССР, когда под портретами Че завели гостиницы для иностранцев, рестораны, недропользовательские концессии и проституцию).
Но главное, чему нас учит режим Кастро, это то, что в политике имеет значение фактор времени. Ты становишься великим и значимым, если будешь править достаточно долго. Переживи пяток президентовпремьеровканцлеров бесконечно сменяющихся в "демократических странах" и к тебе с каким то трансцендентальным уважением начнут относится даже в них. Надо же, он Кеннеди помнит! Человечище.
Время - это ведь тоже пространство разворачивания политического маневра. Когда ты можешь подождать не месяц, а годы, когда глубина этого самого маневра у тебя десятилетия - это создает преимущества, которых лишены те, кто живет в среде искусственного ограничения срока.
Величие Кастро - в самом факте долгих десятилетий его правления. И это очень актуальный урок. И для России, и для, например, Китая, где на повестке дня председателя Си явно как представляется стоит отмена традиции "смены поколений" раз в 10 лет, заведенной Дэн Сяопином. И для Западного мира, все более и более - судя по тенденциям в голосовании - испытывающим тоску по "политическому лидерству" в "жестком" варианте в противовес "техническому" лидерству бесконечно сменяющих друг друга однообразных администраторов.
Глеб Кузнецов, политолог
По материалам: amdn