Берлинская школа имени Герберта Гувера насчитывает 450 учеников, 90% которых являются детьми выходцев из других стран. Однако, переступая порог школы, учащиеся разговаривают между собой исключительно на немецком языке, в том числе на переменах и после уроков.
Согласно пункту 6 правил внутреннего распорядка школы немецкий язык является обязательным языком общения между учениками: «Во время школьных занятий (а также на переменах и школьных мероприятиях) я разговариваю исключительно на немецком языке». Под этим пунктом поставили свою подпись все ученики школы и их родители.
По словам директора школы, Яны Натц, «если ребенок учится в нашей школе, он должен соблюдать правила школы. Если ребенок не хочет разговаривать по-немецки, его могут перевести в другую школу».
Насколько правомерным является требование руководства школы, чтобы дети мигрантов общались между собой только на немецком языке, в том числе на переменах? Данный вопрос все чаще становится предметом дискуссий в Германии и встречает достаточно активное противодействие, в частности, со стороны турецкой диаспоры в Берлине.
В столице Германии проживают около 250 000 человек турецкого происхождения, для которых турецкий является родным языком. Во многих семьях люди общаются между собой на турецком языке. По мнению представителя турецкой диаспоры, «запрет на использование родного языка в школах является дискриминацией и ущемлением прав ребенка и приведет к изоляции детей».
Однако директор школы имени Герберта Гувера придерживается прямо противоположной точки зрения: «Дискриминация является следствием самоизоляции от общества и нежелания общаться на языке этого общества».
Следует отметить, что в прошлом школа имени Гувера входила в число проблемных школ. Дети разбивались на отдельные группы, между которыми, в силу недоразумений, обусловленных в большинстве случаев языковым барьером, возникали постоянные конфликты. По словам одного из преподавателей школы Асада Сулемана, из-за непонимания у детей часто возникала обида, и создавалось впечатление, что о них плохо говорят. Тогда преподаватели школы пришли к выводу, что единственным способом решения проблемы является коммуникация на одном общем для всех языке – немецком.
Данная инициатива нашла полное понимание у школьников: "Немецкий язык – это то, что объединяет всех нас», - говорит 12-летний Азим, выходец из Пакистана,- «мы хотим жить в Германии, а значит должны разговаривать на немецком языке». В школе мальчик говорит по-немецки, а приходя домой, общается со своими родителями на урду (один из двух официальных языков Пакистана).
Может ли практика берлинской школы получить распространение по всей Германии и стать одной из моделей интеграции, или же ее следует рассматривать как пример дискриминации по национальному признаку?
Редакция издания Stern провела интернет-опрос читателей с просьбой высказать свое мнение «за» или «против» введения немецкого языка как единственного языка общения в немецких школах. В опросе приняли участие 15 000 респондентов, при этом участники, родным языком которых не является немецкий язык, опрашивались отдельно.
Согласно результатам опроса 93% респондентов считают, что немецкий язык должен быть единственным языком общения в учебных заведениях Германии. Из участников опроса, для которых немецкий язык не является родным языком, данной точки зрения придерживаются 83% опрошенных. Среди тех, кто говорит дома на своем родном языке, а не на немецком, 76% респондентов считают, что дети должны общаться между собой в школе только на немецком языке.
По материалам: germania