В моем детстве в кино были откровенно бутафорские драки и перестрелки, и я легко мог представить себя на месте главного героя. Раздавать налево и направо было нестрашно и явно несложно – там даже убивали как будто понарошку. И несмотря на полный сюрреализм происходящего на экране, я реально проживал эти фильмы и воспринимал их как часть своего жизненного опыта.
Со временем в кино стало больше реализма, все стало максимально сочно, отточено, жестко и круто. Так круто, что поставить себя на место главное героя уже не приходит в голову, потому что сам я так точно не смогу. Даже в диалогах все настолько круто, что остается только ахнуть. Ахнуть, а потом выйти из зала и забыть. Потому что представить лично себя героем саги о спасении мира от очередной катастрофической напасти у меня не получается. Я не такой крутой. И постепенно фильмы из чего-то большого и нового превратились в красивые, реалистичные, но надуманные истории про надуманные конфликты с неизбежным и довольно предсказуемым happy end-ом под попкорн. Смотреть приятно, но не «цепляет».
Например, фильм Рейд – я смотрел его два раза, и оба на одном дыхании. Все отлично поставлено, cрежиссировано и смонтировано. Захватывает, но моего «проживания» этого фильма нет. И никакое 3D, стерео или VR не изменят это восприятие – для меня это набор отличных цветных картинок, не более.
А в "28 панфиловцев" все не так. Там нет никакой бравады: никто из солдат не хотел оказаться в этом бою, и никто не рвался быть героем. Там нет никаких "За Родину" или "За Сталина", нет никакого безнаказанного геройства со стрельбой от бедра. И нутром понимаешь, что оно так. Поэтому «28 панфиловцев» для меня – это не фильм. Это опыт. Очень неожиданный и глубокий опыт. Когда я проживал этот опыт, мне было страшно. По-настоящему было страшно видеть танк из окопа. По-настоящему страшно понимать неизбежность смерти вокруг. И по-настоящему терять надежду на хороший исход.
Во время просмотра и уже несколько дней после него у меня в голове постоянно крутится один вопрос: а смог бы я повести себя хотя бы вполовину так же достойно? Смог бы так же встать на защиту? И я до сих пор не могу с уверенностью ответить на него. И поэтому мне до сих пор не по себе.
Если вам не страшно выйти из зоны комфорта, посмотрите «28 панфиловцев». Не ради галочки, и не как развлечение на вечер, а как способ осмыслить, что происходило в те годы, и попробовать примерить на себя настоящего.
Дмитрий Астапкович
По материалам: amdn