В минувший вторник в Москве, в Храме Христа Спасителя прошел юбилейный XX Всемирный Русский Народный Собор. Все было, как обычно: приветствие от президента и премьера, выступление лидеров ряда политических партий, доклады о русской идентичности, слово Святейшего
Резонанс в СМИ большой, но формальный; привыкла, похоже, к соборам православная и иная общественность: каждый год много правильных слов, а в обществе вроде как ничего не меняется.
Это и так, и не так. Собор, с одной стороны, — воплощение тысячелетнего духа и традиций русского народа, российской государственности, веротерпимости, стабильности и т. п. — и ждать от него революций или даже каких-то инноваций не пристало.
Заметим — не русской, а российской. Найдена категория, предельно точно обозначающая ту субъектность, в формате которой Россия представлена сегодня на Украине, в Сирии, в спорах с Европой о ценностях, с США — о глобальной миссии, с НАТО — о международной безопасности, а с ОБСЕ о правах и свободах человека.
Патриарх Кирилл не говорит о России как об империи (что, может быть, хотели бы услышать от него некоторые российские патриоты), о Республике (к чему склоняют его критики слева), или же о Царстве. И даже словосочетание «Русский мир» он употребляет скорее, как образ, а не политический термин. Он говорит о цивилизации как формате самоосознания, в рамках которого только и возможны адекватные ответы на задаваемые каждым из нас вопросы: что мы возрождаем, к чему стремимся, где наши пределы и сущности?
Цивилизация выше этносов и конфессий, она над сословиями и даже гражданством. Это та культурная (в широком смысле) парадигма, которая объединяет людей обширного пространства, прежде всего, ценностно и мировоззренчески. И нам сегодня нужно именно это — объединение, а не борьба всех против всех по национальному или какому-то еще признаку.
Святейший Патриарх ввел в обиход не просто важную категорию. Фактически он дал оптимальную формулу нашего бытия, описал границы российского. Тогда же, на Соборе Патриарх высказался и о ценностях, сказав не все, но обозначив главное: Россия всегда была сильна своей нравственной позицией. Это солидарная цивилизация.
На Соборе в 2015 году Патриарх продолжил начатую тему, затронув само основание российской идентичности — тот цивилизационный выбор, который совершила