И что бы мы делали без "питерских"? Северная Пальмира, построенная впопыхах и назло Карлу XII, вновь диктует России политическую волю, как это уже не раз было во времена правления династии Романовых. Колыбель трёх русских революций вовсю нянчит четвёртую, о которой немногие подозревают, но которая перечеркнёт все завоевания и упущения московских радикальных преобразований, связанных с именем Ельцина.
Президент Владимир Путин и подконтрольная ему исполинская республика медленно, но верно отказываются от наследия начала 90-х. Все мы прекрасно помним, что ради эфемерных политических и экономических свобод, которыми реально могут воспользоваться 2-3% населения, красный колосс добровольно сменил название. И также избавился от особой миссии, лишился статуса сверхдержавы, львиной доли могущества и авторитета, приобретя статус сырьевого придатка Запада и "демократического недоросля". И вот, наконец, население осознало, что "приобретения" ему не нужны ни даром, ни в качестве нагрузки к гантелям.
Начнём с низкой явки. Гражданское общество, как говорят в нём самом, "положило на выборы с прибором" - и это очевиднейший факт, кто бы и что ни говорил в оправдание пассивности большинства населения страны. Лишь 48% посчитали нужным донести своё тело до кабинок с урнами. Для демократической страны цифра позорная, сводящая на нет легитимность всего действа. Кто виноват - пойди сейчас разбери. Но правдоподобная гипотеза есть. Солист и идеолог группы "Ленинград" Сергей Шнуров к массовому нигилизму руку приложил, ибо назвать всех одномандатников своего округа могут немногие, а то, что кандидаты - п****** - это знают все от мала до велика.
При этом, по данным соцопросов "Левада-центра", лишь 46% половозрелых граждан уверены в том, что выборы прошли честно. Остальные предполагают обратное или сомневаются. Вчерашние белоленточники трубят о своей тактической победе, но массовых протестов за окном почему-то не видно. И в рейтингах протестного потенциала ВЦИОМа тоже затишье. Видимо, достали абсолютно все. Страна будто бы внимает другой песне Сергея Шнурова про Москву, ожидая остывших кирпичей кремлевской стены, после того, как от политического класса страны останутся одни головешки.
Не было в стране пророка, и тут - на тебе, появился! Споет про "Лабутены" - слушают, как заворожённые и таскают туповатых вторых половинок по выставкам. Сказал брутальный бородатый мужик, что "в Питере тире пить" - продажи спиртного в городе на Неве резко поползли вверх. А средства для потенции как убедительно рекламирует! И только угораздило же его в своё время от лица русского обывателя спеть про выборы? Без Шнурова не могли сформулировать, а теперь можем.
И пусть либералы топают ножками, ловят покемонов, публично лопают бюллетени пачками... От клейма, которым наградил кандидатов в депутаты (мэры, губернаторы) сверхпопулярный певец, им не отмыться. Кроме как на себя, пенять им не на кого. Не они ли создали в 1993-ом и 1996-ом годах прецедент "выборов без выбора" и торжества грязных технологий и административного ресурса над народным волеизъявлением? Спустя четверть века страна поняла, что демократия - это не власть народа, а диктатура демократов, социализм - это не госсобственность и социальнуые гарантии, а власть узкого круга привелигированных членов партии.
Да и практика показала, что социальным преобразованиям способствуют не выборы, а разборки внутри правящего класса, в которых всегда найдётся место лоббистам промышленности, банковского сектора, зарубежного капитала, патриотам и космпополитам, сторонникам тезиса, что "Крым наш" и их противникам. По сути, выборы имели самое косвенное отношение к приходу к власти Бориса Ельцина, Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Первый взошёл на Олимп в результате "дворцового переворота", а его последователи посредством операций "Преемник-1" и "Преемник-2". Писатель Эдуард Лимонов, как и Шнуров, пропагандирующий идею бойкота электорального процесса, справедливо замечает, что за всю историю России ни один забег к урнам не привёл к смене власти. А если так, стоит ли тратить деньги на фикцию?
В 2018-м году нас ждут новые выборы. Вне зависимости от того, захочет президент Путин продолжать политическую карьеру, или нет, реальных конкурентов ни у него, ни у его потенциального преемника в обозримой перспективе нет и не предвидится. И не так важно, будет ВВП расти, или падать на 2-3% в год. Наигравшись в демократию, общество морально созрело для того, чтобы отказаться от не самой полезной процедуры, заняться насущными проблемами и уйти из политики всерьёз и надолго, доверившись Питерским на сцене и в Кремле.
Сергей Рунько