Показать меню
05 апр 08:32Культура

Как Курентзис делает Дом радио в Петербурге местом силы

Полтора года назад Теодор Курентзис и его оркестр и хор musicAeterna переехали из Перми в Санкт-Петербург. Жители города поначалу волновались за отданный музыкантам Дом радио, но, видимо, зря. О том, как, приглашая творческих людей из самых разных сфер, дирижер превращает исторический особняк в новое место силы, о лестницах, на которых можно заблудиться, о приглушенном свете и чувствах — в материале РИА Новости.
Храм музыки

"И ваш телефон сюда положите, пожалуйста", — строго полушепотом говорит девушка в черном, показывая на шкаф со множеством ячеек, напоминающий библиотечный стеллаж с карточками. Смартфон запирают на ключ. Выход из зоны комфорта только начинается.


В полумраке гулко звучат шаги — стягиваются зрители. Им указывают на лестницу наверх: "Идите обязательно по левой". Кажется, должность сотрудницы называется капельдинер — с немецкого это "служащий капеллы". Здесь действительно атмосфера храма — даже в воздухе едва ощутимо пахнет ладаном.


Большой зал с высоким выбеленным потолком видел многое: в 1942-м здесь записывали и репетировали знаменитую Седьмую, или Ленинградскую, симфонию Дмитрия Шостаковича, которая стала символом блокадного сопротивления. Сегодня вечером перед сочинениями Мессиана тут будет лекция.

© Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра МуравьеваМузыканты оркестра Теодора Курентзиса
Как Курентзис делает Дом радио в Петербурге местом силы
1 из 2Музыканты оркестра Теодора Курентзиса © Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра Муравьева© Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра МуравьеваМузыканты оркестра Теодора Курентзиса
2 из 2Музыканты оркестра Теодора Курентзиса © Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра Муравьева1 из 2Музыканты оркестра Теодора Курентзиса © Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра Муравьева2 из 2Музыканты оркестра Теодора Курентзиса © Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра Муравьева

Таков порядок: сначала ликбез, потом концерт. И это еще упрощенная схема: иногда Курентзис водит зрителей по этажам (и сразу почему-то вспоминается сказка про Нильса и его заколдованную дудочку). Курентзиса сегодня не будет: играет квартет.

[media=https://www.instagram.com/p/B806lFloYSN/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading]

Лектор, высокая брюнетка с бархатным голосом, рассказывает, как Мессиана вдохновляло пение птиц. Публика — очень разная. Новая резиденция musicAeterna, наверное, теперь самая модная и при этом таинственная из культурных локаций Петербурга. Афиш по городу не клеят, рекламы не дают, огромной вывески на здании нет. В общем, место для посвященных.

"Концерты в Доме радио проходят во мраке: настенные светильники в галерее создают эффект свечного освещения, придавая характер священнодействия. Здесь волонтеры подобны служителям культа, пристально следящим за тишиной. Есть в этом навязчивом устанавливании правил поведения момент большой наивности, но это и воспитание слушательского внимания", — считает музыковед Владимир Дудин.


Византийский баухаус

А ведь сначала многие петербуржцы были недовольны. Еще в июне 2019-го пошли слухи, что Теодору Курентзису после того, как он оставит пост худрука Пермского театра оперы и балета, отдадут Дом радио. И, помимо оркестра, там разместятся дорогой ресторан и отель.


Однако бывших обитателей удачно расселили, и musicAeterna принялся обживать новое пространство. А через три месяца началась пандемия.

Но коллектив из 150 человек, который после переезда из Перми лишился государственной поддержки, выжил — нашелся спонсор. Никого не уволили, хотя и сократили зарплаты. Об этом перед концертом рассказал директор musicAeterna в России Дмитрий Озерков, по совместительству заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.

Идея пригласить музейного куратора заниматься делами оркестра кажется на первый взгляд странной, но только не для Курентзиса: он добивается в новом пространстве сплава всех искусств.

"У нас, как говорит Теодор, тут византийский баухаус — творческое объединение, но с четкой структурой. На последнем этаже сидят композиторы, наши резиденты. Это вершина пирамиды,— объясняет Озерков. — Ниже — музыканты, потом театр и хореография. Наконец, все придуманное исполняется в первой студии и фойе — перед зрителями".

По материалам: ria
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
Фестиваль «Открытое искусство» – место, которое вдохновляет, объединяет и придает смысл00:05Как россиянам оплачивать покупки за границей21:52От ретро до футуризма: стилистические разнообразия на Московской неделе моды17:06Гала-концерт «Мы вместе» прошел в Северной столице21:24Запоминающиеся бренды: впечатления с Московской недели моды16:32Яркие имена третьей Московской неделе моды12:06Роман белорусского автора Алеси Кузнецовой оценили в России22:35«Вера. Надежда. Любовь», всегда с нами!19:02«Переговорка» в Ижевске: ярмарка профессий и открытый диалог молодежи и бизнеса19:06Подведены итоги коллаборации проекта «Научный Петербург» и конкурса «Дизайн молодых»12:09Завод ТЕХНОНИКОЛЬ победил в конкурсе «5 звёзд. Лидеры химической промышленности»11:44АЗС «Газпромнефть»: автолюбители предпочитают капучино16:31Нелегко в ученье легко в материнстве: как женщины готовится к новой роли19:55Фонд Юрия Лужкова помогает талантливым студентам РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина18:30Рынок труда: представлен Топ-5 кадровых агентства Москвы13:10Метеоры по итогам года перевезли рекордное число пассажиров в Кронштадт19:27KAMA TYRES продолжает работы по озеленению территорий10:41Фонд «Ноосфера» выступил организатором просветительской акции «Я – россиянин»00:50