"И ваш телефон сюда положите, пожалуйста", — строго полушепотом говорит девушка в черном, показывая на шкаф со множеством ячеек, напоминающий библиотечный стеллаж с карточками. Смартфон запирают на ключ. Выход из зоны комфорта только начинается.
В полумраке гулко звучат шаги — стягиваются зрители. Им указывают на лестницу наверх: "Идите обязательно по левой". Кажется, должность сотрудницы называется капельдинер — с немецкого это "служащий капеллы". Здесь действительно атмосфера храма — даже в воздухе едва ощутимо пахнет ладаном.
Большой зал с высоким выбеленным потолком видел многое: в 1942-м здесь записывали и репетировали знаменитую Седьмую, или Ленинградскую, симфонию Дмитрия Шостаковича, которая стала символом блокадного сопротивления. Сегодня вечером перед сочинениями Мессиана тут будет лекция.
© Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра МуравьеваМузыканты оркестра Теодора Курентзиса 1 из 2Музыканты оркестра Теодора Курентзиса © Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра Муравьева© Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра МуравьеваМузыканты оркестра Теодора Курентзиса 2 из 2Музыканты оркестра Теодора Курентзиса © Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра Муравьева1 из 2Музыканты оркестра Теодора Курентзиса © Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра Муравьева2 из 2Музыканты оркестра Теодора Курентзиса © Фото : пресс-служба MusicAeterna/Александра МуравьеваТаков порядок: сначала ликбез, потом концерт. И это еще упрощенная схема: иногда Курентзис водит зрителей по этажам (и сразу почему-то вспоминается сказка про Нильса и его заколдованную дудочку). Курентзиса сегодня не будет: играет квартет.
Лектор, высокая брюнетка с бархатным голосом, рассказывает, как Мессиана вдохновляло пение птиц. Публика — очень разная. Новая резиденция musicAeterna, наверное, теперь самая модная и при этом таинственная из культурных локаций Петербурга. Афиш по городу не клеят, рекламы не дают, огромной вывески на здании нет. В общем, место для посвященных.
"Концерты в Доме радио проходят во мраке: настенные светильники в галерее создают эффект свечного освещения, придавая характер священнодействия. Здесь волонтеры подобны служителям культа, пристально следящим за тишиной. Есть в этом навязчивом устанавливании правил поведения момент большой наивности, но это и воспитание слушательского внимания", — считает музыковед Владимир Дудин.
А ведь сначала многие петербуржцы были недовольны. Еще в июне 2019-го пошли слухи, что Теодору Курентзису после того, как он оставит пост худрука Пермского театра оперы и балета, отдадут Дом радио. И, помимо оркестра, там разместятся дорогой ресторан и отель.
Однако бывших обитателей удачно расселили, и musicAeterna принялся обживать новое пространство. А через три месяца началась пандемия.
Но коллектив из 150 человек, который после переезда из Перми лишился государственной поддержки, выжил — нашелся спонсор. Никого не уволили, хотя и сократили зарплаты. Об этом перед концертом рассказал директор musicAeterna в России Дмитрий Озерков, по совместительству заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.
Идея пригласить музейного куратора заниматься делами оркестра кажется на первый взгляд странной, но только не для Курентзиса: он добивается в новом пространстве сплава всех искусств.
"У нас, как говорит Теодор, тут византийский баухаус — творческое объединение, но с четкой структурой. На последнем этаже сидят композиторы, наши резиденты. Это вершина пирамиды,— объясняет Озерков. — Ниже — музыканты, потом театр и хореография. Наконец, все придуманное исполняется в первой студии и фойе — перед зрителями".
По материалам: ria