– До образования хора указом Петра первого в 1721 году, он назывался Хор Патриарших певчих дьяков и был хорошо известен еще в допетровские времена. Отмечая дату 300-летия хора, мы обращаемся к тому времени, когда происходили реформы Петра Великого, и одна из них – это упразднение Патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода. Тогда же хор был переименован в Синодальный. В те времена хор состоял только из мужских голосов, но уже в 18 веке он стал расширяться, появились детские голоса, пели мальчики, которые исполняли партии дискантов и альтов, так как уже в эпоху стиля барокко были созданы партитуры, которые исполнялись большим составом голосов. Наивысшего расцвета хор достиг во второй половине 19 века – начале 20 века, когда с ним работали выдающиеся регенты, такие как Степан Смоленский, Василий Орлов, Николай Данилин, а также композиторы, которые писали духовную музыку специально для Синодального хора. После революции, когда хор был упразднен, многие преподаватели и певчие продолжили свои труды в Московской консерватории и в тех хорах, которые тогда еще действовали. И преемственность дореволюционных традиций сохранилась вплоть до нашего времени.
– Традиция Великопостного фестиваля, который в этом году посвящен вашему коллективу, также восходит к 18 веку?
– Да, в 18 веке, когда светская жизнь и развлечения ограничивались во время поста, многие люди испытывали потребность во встречах с музыкой, поэтому стали проводиться специальные концерты духовной музыки, которые проходили вне богослужения, но тем не менее сохраняли зерно благочестия. Сегодня спектр культурной жизни России огромен, но, тем не менее, потребность в высокой духовной музыке сохраняется и актуальна и в наши дни.
По материалам: ria