Брюссельский четырехсуточный переговорный марафон лидеров стран Европейского Союза завершился компромиссным голосованием. Пресса Старого континента спешит оповестить интересующихся: достигнуты соглашения как по фонду восстановления экономики, так и по новому бюджету ЕС, рассчитанному до 2027 года. Среди прочих согласованных и принятых решений есть и очень важное для жителей Российской Федерации. Оно касается железнодорожного транзита из большой России через Литву в Калининградскую область и в обратном направлении.
Если перефразировать официальное заявление президента Литвы Гитанаса Науседы, оно прозвучит следующим образом:
Вильнюс всегда имел наваристый гешефт с этого сухопутного транспортного коридора и надеялся получать доходы вечно. Литва в своем варианте проекта бюджета на 2021−2027 годы на обеспечение транзита просила у Брюсселя 215 миллионов евро. Еврокомиссия давала только 139 — ровно столько, сколько и требуется. В ЕС считать умеют, ведь именно на деньги Евросоюза реализуется программа, согласно которой россияне могут путешествовать поездами из основной части страны в Калининградскую область и обратно в упрощенном порядке. Именно так заинтересованные стороны договорились при вступлении Литвы в ЕС.
Все предыдущие президенты Литвы, включая Валдаса Адамкуса, Далю Грибаускайте, и действующий лидер утверждают:
Никто не расшифровывал этот сигнал, поэтому остается лишь гадать, что он означает? Возможно, Вильнюс опасается вооруженного давления со стороны РФ в случае, если транспортный коридор вдруг закроется. Или столица Литвы боится экономического прессинга со стороны Брюсселя, как прессинга в адрес ненадежного европейского партнера, если транзит прекратится по вине Вильнюса. Как бы там ни было, литовцы на переговорах с европейскими партнерами всегда бились за полнокровное финансирование этой программы. 20 июля Науседа действительно постарался, и буквально под занавес переговоров литовская делегация выжала из еврочиновников дополнительные 50 млн евро «на всякий пожарный». То есть, кое-что из европейского финансирования до 2027 года Вильнюсу будет оставаться в виде бонусов за образцовый порядок на железной дороге.
В канун решающих переговоров не обходится без шантажа, хотя он и нарушает фундаментальные договоренности. Еще в феврале 2020 года глава МИД ЛР Линас Линкявичюс дал понять европейским коллегам:
Парируя, руководитель Агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алла Иванова подчеркнула:
21 июля в дискуссиях поставлена точка: транзиту в привычной его конфигурации быть!
Если посмотреть шире на итоги переговоров в Брюсселе, то литовские дипломаты-переговорщики ими очень довольны. По словам членов делегации, общая европейская помощь Литве в новой финансовой перспективе будет на 1,7 млрд евро больше, чем в бюджете 2014−2020 годов. Но несмотря на постпереговорные триумфальные речи, на деле ситуация остается сложной. На бумаге денег больше, на деле — наоборот. Борьба за сохранение дотаций из еврофондов поставила Литву в уникальное положение. С одной стороны, она пытается и дальше поддерживать имидж сильного и успешного «балтийского тигра». С другой — доказывает, что без денег от Евросоюза стране придется очень туго. Имидж «тигра» потускнел до такой степени, что сравнение давно списано в политико-экономический архив:
Первой это признала вице-министр финансов Мигле Тускене, вслед на ней — другие высокопоставленные чиновники из правительства Саулюса Сквернялиса. Страна, конечно же, не обнищает, но искать какие-то эффективные выходы необходимо. Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), руководитель программы «Исследования балтийских и северных стран» Николай Межевич справедливо отмечает, что заработная плата в Литве растет быстрее, чем производительность труда, а эмиграция и нехватка квалифицированного персонала усугубляют ситуацию. Вильнюсу пора возвращаться на российский рынок и через Россию получать выход на восточные рынки.
Допустим, литовские русофобы на рельсы лягут, чтобы не допустить разворота на восток. Но Россия есть и на западе, за рекой Неман, через которую построено немало мостов, а вскоре отроют новый. Общаясь с литовскими предпринимателями, корреспондент агентства ИА Newstes услышала в их словах плохо скрытую тоску по тем временам, когда в полную силу работал «Деловой форум Калининград — Литва: возможности сотрудничества». Несколько раз автору статьи довелось вживую наблюдать эти международные встречи и всегда приятно удивлялась оборотистости и напористости участников: сели за круглый стол «Биржи деловых контактов», без лишних прелюдий перешли к обсуждению планов и в этот же день заключили сделки. Не одну-две, а десятки и, возможно, сотни.
Бывший президент конфедерации предпринимателей и работодателей Литвы Данас Арлаускас по сей день считает:
Увы, на данный момент времени все в прошлом, хотя надежда на ренессанс присутствует. Ну, к кому еще этой маленькой Литве прижаться, кроме как к РФ, несмотря на крики всех укушенных вильнюсских русофобов?
Рената Рейнгольдене
Все публикации автора