Пандемия Covid-19 и карантин, из-за которых миллионы людей были вынуждены в сжатые сроки кардинально изменить образ жизни, обернулись серьёзными последствиями для душевного здоровья жителей Британии. В стране резко увеличилось число людей с душевными расстройствами, а те, у которых они уже были, чувствуют ухудшение, пишет британская The Times.
Когда в Великобритании ввели карантин, 24-летняя британка Гэбби сказала своему наставнику по психическому здоровью:
Гэбби — студентка третьего курса университета, и она страдает депрессией, тревожным расстройством, а также трихотилломанией — вырыванием волос на фоне стресса. Изначально перспектива карантина её не пугала.
Как подчёркивается в материале The Times, разрабатывая меры социального дистанцирования и схемы по отслеживанию лиц, контактировавших с заболевшими, власти в основном обсуждают физические симптомы коронавирусной инфекции вроде сухого кашля, высокой температуры и потери обоняния, но вирус сказывается и на здоровье душевном. Согласно исследованию, проведённому британским Королевским колледжем психиатров, в Великобритании после введения карантинных мер 43% процента специалистов по психиатрии констатировали рост срочных и неотложных случаев душевных болезней. В свою очередь, благотворительная организация психологической помощи Mind сообщила, что число людей, обращающихся за поддержкой через её интернет-ресурсы, резко выросло, а её интернет-страницы с информацией о влиянии коронавируса на психическое здоровье с начала кризиса посетили около миллиона пользователей.
Глава отделения прикладной педагогики благотворительной организации Mental Health Foundation Дэвид Крипей-Ки в беседе с корреспондентом The Times признал, что умеренное ощущение тревоги — вполне естественная реакция людей на сложившуюся ситуацию.
По его мнению, почти то же можно сказать и о подавленном настроении.
По данным The Times, британские эксперты подчёркивают, что пандемия не только негативно влияет на душевное здоровье населения, но и осложняет доступ к людям, страдающим от психических расстройств, дабы им можно было оказать поддержку.
Эксперты Mind установили по итогам своего исследования, что у 45% британских психиатров сократилось число наиболее регулярных визитов, причём сильнее всего спад ощущался среди пожилых пациентов, а также детей и молодых людей, сообщает The Times. Сократилось и число приёмов в больницах общего профиля, вероятно потому, что люди, которым требуется помощь, опасаются подхватить коронавирусную инфекцию, находясь в клинике, рассуждает обозреватель издания. Между тем специалисты Mind также обнаружили, что среди людей, пытающихся получить психологическую помощь в учреждениях британской Национальной службы здравоохранения (NHS), каждый четвёртый её так и не получает.
Как подчёркивает журналист The Times, поскольку карантин осложняет доступ к отдельным видам психологической поддержки, — к примеру, разговорной психотерапии, группам взаимопомощи и службам экстренной помощи, — возникает опасность, что у многих людей усугубятся уже имеющиеся проблемы с психикой, ведь осуществить своевременное вмешательство специалисты не смогут.
Как пишет The Times, одним из распространённых симптомов депрессии является отстранённость и снижение интереса к окружающему миру, ну а пандемия подобные проявления только усиливает. Доктор Крипей-Ки порекомендовал всем, кто беспокоится по поводу психологического состояния близкого человека, постараться поддерживать с ним связь.
Лишившись своих привычных компенсаторных механизмов, Гэбби стала жить по чёткому распорядку.
52-летняя бухгалтер-криминалист Ребекка ещё со времён учёбы в университете регулярно переживает приступы тревожности, которые в конечном счёте заставили её бросить работу, — и сразу после введения в Великобритании карантина она испытала очередной приступ, который был очень похож на предыдущие.
Коронавирус представляет более серьёзную физическую угрозу для отдельных возрастных групп, и его последствия для психического здоровья также распределяются неравномерно, говорится в материале The Times. По данным Mental Health Foundation, в Великобритании чаще остальных на одиночество и последствия карантина для профессиональной деятельности и социальной жизни жалуются молодые люди от 18 до 24 лет, а также отчасти и представители возрастной группы от 25 до 34.
Различия наблюдаются и в зависимости от социального положения: наименее защищённые в финансовом плане слои населения ощущают эффект кризиса гораздо острее, констатирует обозреватель The Times. Как отметил в интервью изданию доктор Джеймс, особое беспокойство вызывает положение темнокожих, азиатов и этнических меньшинств.
Как подчёркивает обозреватель The Times, в ближайшее время какой-то реальной определённости в плане вакцины или методов лечения можно не ждать. Доктор Джеймс призвал британские власти в таком контексте начать готовиться к резкому ухудшению ситуации с психическим здоровьем населения, в частности направляя дополнительные средства специалистам «на передовой», осуществляя подготовку дополнительных кадров и обеспечивая помощь для тех граждан, которые в психологическом плане пострадали от пандемии сильнее всего.
Коронавирус уже заставил службы психологической помощи освоить новые методы работы, наиболее серьёзным из которых выступают виртуальные сеансы психотерапии, пишет автор статьи. Неплохие результаты показывает и дистанционная когнитивно-поведенческая терапия с применением компьютерных средств — некоторым пациентам она помогает так же хорошо, как очные приёмы, а кроме того, её можно обеспечивать быстрее.
53-летний Иэн с подросткового возраста периодически впадает в депрессию. За медицинской помощью он впервые обратился, когда ему было под пятьдесят, и с тех пор он принимает лекарства, а также дополнительно проходит регулярные сеансы когнитивно-поведенческой терапии — и, когда ему пришлось по работе отправиться за рубеж, его психотерапевт предложила ему проводить сеансы через FaceTime или Skype, чем он и пользуется до сих пор, теперь уже во время пандемии. Тем не менее виртуальные приёмы будут эффективными не во всех случаях.
Правительство Великобритании сейчас снимает карантинные ограничения — и перспектива возвращения к «некоему подобию нормальной жизни» может для некоторых оказаться пугающей, пишет The Times.
Насколько долгосрочными окажутся последствия пандемии для психики, остаётся только гадать, отмечает обозреватель The Times. Как пишет журналист, некоторые аспекты, к примеру ощущение одиночества из-за социального дистанцирования, исчезнут быстро по мере снятия ограничений, но другие — как, например, тревога, вызванная переживаниями по поводу экономического положения, — останутся надолго.