Польская диаспора в Литве — вторая по численности в мире после диаспоры в Соединенных Штатах. По этой причине итоги президентских выборов в Польше, в которых схлестнулись президент Анджей Дуда и мэр Варшавы Рафал Тшасковски, как для официального Вильнюса, так и для его польской общины были жизненно важны. Гонку выиграл Дуда, ставленник правящей партии «Право и Справедливость» (ПиС), опередивший своего соперника чуть больше, чем на 2%.
Это означает, что партия ПиС во внешней политике продолжит курс прежних пяти лет. Он заключается в сближении с Вашингтоном, отстаивании особых интересов Варшавы в Европейском союзе даже ценой конфликтов с Брюсселем и в воинствующей русофобии, проявляющейся в стремлении уесть Российскую Федерацию в любое время дня и ночи по любому поводу. Стабильность польского курса Литве по нраву. Она в международных отношениях ориентирована аналогично. Следовательно, меньше трений возникнет между Вильнюсом и Варшавой в совместных энергетических инфраструктурных проектах, в строительстве автомобильного коридора Via Baltica и европейского железнодорожного проекта Rail Baltica. В продолжении и завершении начатых дел Вильнюс заинтересован много больше Варшавы, а газовое и электросоединение через Польшу с большой Европой вообще можно рассматривать, как гарантию энергетического выживания Литвы.
Поздравляя польского коллегу с перевыборами, президент Литвы Гитанас Науседа специально подчеркнул:
Руководитель внешнеполитического ведомства Линас Линкявичюс сказал в комментарии для информагентства BNS:
Глава МИД так же отметил, что Вильнюсу весьма выгодно стремление Варшавы стать лидером в Центральной и Восточной Европе. Интерес Литвы в этом случае заключается в возможности трансформироваться во вторую по значимости страну в регионе. Так сказать, в заместители Варшавы. Однако политологи предостерегают литовскую власть от излишнего оптимизма: не стоит смотреть на Анджея Дуду и партию «Порядок и Справедливость», как на силы, больше ориентированные на заокеанские тренды, чем на европейские. И не стоит рассматривать взгляды Польши только как бело-черные — в них куда больше оттенков, чем кажется.
Тем не менее, руководство проигнорировало антисемитскую и гомофобскую риторику Дуды, за которую его критиковали западные партнеры, но которая помогла поляку привлечь на свою сторону малообразованную часть электората. Анджей Пукшто, доцент каунасского университета, справедливо отметил:
Поляки Литвы — классические обитатели маленьких городков и хуторов. Даже если родились в столице, других индустриальных центрах, корнями все равно приросли к деревне или, как тут говорят, — к вёске. В польском селе во все времена культивировали антисемитизм, антисоветизм и фанатичный католицизм. Не удивительно, что хуторянам ближе Дуда. По данным посольства Польши в Литве, более 80% постоянно или временно проживающих здесь избирателей отдали предпочтение будущему победителю.
Это заявил порталу Baltnews.lt депутат Европейского парламента от Литвы Вальдемар Томашевский, председатель маловлиятельной региональной партии «Избирательная акция поляков — Союз христианских семей» (ИАПЛ-СХС). По словам депутата Европейского парламента, «с Европой без Бога» не согласны не только поляки, но и народы большинства европейских стран.
Альтернатива — происходящее в Стамбуле, бывшем Константинополе, который был центром христианского мира. Турция — член НАТО, имеет множество экономических связей с ЕС, но занимается политическим «талибанством». Резюме Томашевского прозвучало в таком ключе:
К чему этот высокопарный слог в европейской провинции? Во-первых, лидер литовских поляков послал руководству метрополии сигнал, которым сообщил: ИАПЛ на стороне повторно избранного президента и партии «Порядок и Справедливость». В прошлые годы Варшава жестко критиковала как Томашевского, так и его партии за пророссийские настроения и симпатии к РФ. В наказание польскую диаспору значительно ограничили в финансировании. Урок пошел впрок: привыкший к безбедной жизни актив ИАПЛ повернулся спиной к РФ, лицом — к Дуде и ПиС.
Во-вторых, поляки Литвы никогда не осуждали, например, осквернение памятников погибшим в Польше воинам-освободителям Красной армии, но самым активным образом поддерживают традиции Новогрудского и Гродненского легионов Армии Крайовой, оставивших немало кровавых следов на литовской земле. Большинство русских Литвы воспринимают это очень болезненно, как и антироссийскую позицию славянской политической силы. Созданная при поддержке русских Литвы фракция ИАПЛ в Сейме поддерживает все антироссийские документы, осуждает Москву за оккупацию Литвы, не приветствует памятные исторические даты, включая освобождения Вильнюса и Варшавы от немецких оккупантов и день Победы 9 мая.
Пик антироссийского польско-русского шабаша пришелся на 16 июня 2020 года, когда в парламенте Литвы фракция ИАПЛ в полном составе поддержала резолюцию по случаю «80-летия оккупации Литвы» и требование к России «выплатить компенсацию за оккупацию со стороны СССР и прекратить попытки переписать историю Литвы». Голос «за» отдала даже Ирина Розова из партии «Русский Альянс», главного партнера ИАПЛ в Литве.
На этом скандальном фоне председатель РА Тамара Лоханкина ситуацию не драматизировала:
Что именно Лоханкина подразумевает под «защитой интересов», непонятно. Но в одном она совершенно права: поляки в Литве — такие же, как в Польше, а русские в Литве — не такие как в Москве. Они утратили доверие славянских общин. Можно с большой долей вероятности предположить, что на приближающихся октябрьских выборах в Сейм Литвы избирательный блок ИАПЛ-РА не преодолеет порог в 5% голосов. Это прогнозируют и статистические опросы общественного мнения.
Для чего тогда Вальдемар Томашевский вдруг вспомнил о Боге, вере и христианских святынях? Это не более, чем попытка солидаризировать потенциальный электорат на новой, приемлемой православным платформе. Ничего личного, только бизнес.
Рената Рейнгольдене
Все публикации автора