Пресс-службы прибалтийских портов сообщают, что грузооборот трех государств (Латвии, Литвы и Эстонии) с января по октябрь 2016 года составил 115 миллионов тонн. Таким образом, оборот грузов сократился на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Хуже всего ситуация в порту Вентспилс — снижение грузооборота там достигло почти 20% (15 миллионов тонн). В порту Таллин отмечается сокращение на 11% (17 миллионов тонн), в Риге — 9% (30 миллионов). В Силламяэ и Лиепая ситуация не столь катастрофичная, однако и там наблюдается снижение оборота грузов на 1,6%. В «плюс» смогли выйти лишь порт Клайпеда и терминал в Бутинге, но рост их показателей несущественен.
Такие низкие показатели связаны с тем, что Россия начала транспортировать большую часть грузов через свои порты, которые теперь активно развиваются. Модернизация портовой инфраструктуры российской стороной связана с желанием снизить транспортные издержки. В связи с развитием портов Усть-Луга и Приморск транспортные потоки в прибалтийские порты начали сокращаться.
Порты в Прибалтике в их современном состоянии были построены еще в советскую эпоху. После распада государства Россия оказалась вынуждена платить дополнительные средства за транзит грузов через них. Прибалтийские государства могли бы до сих пор получать дивиденды с этой инфраструктуры, если бы не начали вести откровенно антироссийскую политику. Этим они подтолкнули РФ начать развитие собственной портовой инфраструктуры в регионе.
После расширения возможностей российских портов отпала необходимость пользоваться соответствующей инфраструктурой трех государств Прибалтики. Точна такая же ситуация наблюдается юге России, где, после воссоединения с Крымом, отпала необходимость использовать украинские порты.
По мнению экспертов, убытки Прибалтики будут прямо пропорциональны прибылям России. Речь идет о сотнях миллионов евро в год. Очевидно, что экономические и политические причины будут и дальше способствовать переориентации транзитных потоков. При этом, по мнению экспертов, сегодня речь в целом идет о снижении экономической активности в Прибалтике.
По материалам: politexpert