Ученые Университетского колледжа Лондона под руководством Лоры Уэр Адлингтон (Laura Ware Adlington) определили, что некоторые из витражей Кентерберийского собора были сделаны за несколько десятилетий до пожара, опустошившего здание в 1174 году. Это делает их одними из самых старых витражей в Англии и в мире.
До недавнего времени считалось, что витражи Кентерберийского собора были созданы во время перестройки его здания после пожара, случившегося в сентябре 1174 года. В частности, серия витражей, изображающих предков Иисуса Христа, была установлена в оконных проемах хоров между 1175 и 1220 годами (позже, в 1790 году, эти витражи были перенесены в большое южное окно собора). Но в 1987 году искусствовед Мэдлин Кэвинесс предположила, что четыре фигуры из этой серии были не готическими, а скорее романскими по стилю, что они, возможно, были созданы раньше и лишь перенесены в новое место на рубеже XII–XIII веков. В то время было невозможно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу с помощью химического анализа стекла, так как никто не стал бы откалывать образцы для исследования от древних витражей.
Теперь же исследователи использовали неинвазивную технологию, модифицированную специально для использования на витражах в их первоначальном архитектурном контексте. Они создали портативный рентгенофлуоресцентный спектрометр с оригинальной приставкой, получившей название WindoLyzer, которая противодействует помехам от свинцовых перемычек между стеклами. Ученые изучили витражи, изображающие трех предков Иисуса: Мафусаила, Езекию (царь Иудеи) и Нафана (сын царя Давида). Фигура Нафана входила в число тех, которые Мэдлин Кэвинесс посчитала романскими.
Рентгенофлуоресцентный анализ позволил количественно определить содержание в стекле меди, цинка, рубидия, стронция и циркония. Этой информации достаточно, чтобы установить регион, а иногда даже конкретную мастерскую, где было изготовлено стекло. Оказалось, что для Мафусаила и Езекии были использованы одинаковые стекла, а установлены в арочные проемы они были в разное время: изображение Мафусаила — в 1188–1189 годах, а Езекии — около 1213–1220 года. Витраж с Нафаном был смонтирован в тот же период, что и Езекия, но стекла для него были сделаны значительно раньше — между 1130 и 1160 годами. Исследователи считают, что витражи, которым удалось пережить пожар, включая изображение Нафана, были разобраны, сохранены, а затем повторно установлены как часть серии, посвященной родословию Иисуса Христа.
Профессор Кэвинесс, которой сейчас 83 года, сказала, что она рада услышать, что ее предположение было подтверждено новыми исследователями, и признала, что сообщение об этом вывело ее из онемения, вызванного ковидом. «Научные открытия, наблюдения и хронология самого собора теперь очень хорошо сочетаются друг с другом, — говорит она. — Я хотела бы быть моложе и больше помогать Лоре в ее будущей работе. Но у меня определенно есть еще несколько проектов, которыми я могу ее снабдить».
Исследование опубликовано в журнале Heritage.
По материалам: polit