Коллектив ученых из Чехии, США и Швейцарии описал антитела, способные нейтрализовать вирус клещевого энцефалита. Опыты на мышах показали, что эти антитела могут послужить основой для разработки более эффективных вакцин для людей. Кроме того, предварительные результаты дают основания надеяться, что антитела могут не только предотвращать клещевой энцефалит, но даже лечить его.
Вирус болезни распространяется при укусах клещей, наиболее часто в роли переносчиков выступают таежный клещ (Ixodes persulcatus) и европейский лесной клещ (Ixodes ricinus). Сам вирус разделяется на три подтипа, распространенные на Дальнем Востоке, в Сибири и в Западной Европе. Наиболее опасен дальневосточный вирус, а западноевропейский считается наименее опасным. Тяжесть заболевания зависит от способности вируса проникать через гематоэнцефалический барьер, чтобы поразить мозг. Доказали вирусную природу клещевого энцефалита и выделили сам вирус в 1937 году ученые под руководством знаменитого вирусолога Льва Зильбера. У части заразившихся, особенно западным типом вируса, симптомы болезни не проявляются. В случае же проявления болезни, она, как правило, состоит из двух фаз. Через 4–28 дней после укуса зараженного вирусом клеща у человека отмечаются слабость, повышенная утомляемость, боль в мышцах. Затем повышается температура, появляются озноб, головная боль, тошнота и рвота. Через несколько дней после проявления первых симптомов начинается вторая фаза заболевания, при которой отмечаются неврологические нарушения. Вирус может вызвать воспаление мозга (энцефалит), мозговых оболочек (менингит) или сочетание этих болезней (менингоэнцефалит). Если воспаление мозга затрагивает центры дыхания и кровообращения, больной погибает. Частым осложнением тяжелой формы клещевого энцефалита становятся параличи.
В Центральной Европе и России регистрируется около 10 000 случаев в год. Вакцины от клещевого энцефалита обеспечивают защиту на ограниченный период времени, поэтому требуется регулярная ревакцинация. Даже лучшие вакцины требуют введения трех доз, распределенных с интервалом в два года, и обеспечивают лишь около пяти лет защиты Специфического лечения болезни пока не найдено, врачи могут лишь постараться облегчить ее симптомы.
Авторы нынешнего исследования под руководством Марианны Агудело (Marianna Agudelo) изучили около 800 антител, полученных от людей, вылечившихся от клещевого энцефалита или прошедших вакцинацию. Наиболее мощные антитела, получившие обозначение VH3-48, оказались наиболее подходящими для защиты от будущих инфекций. Ученые обнаружили, что VH3-48 нейтрализует выращенные в лаборатории штаммы вируса клещевого энцефалита, а также родственные вирусы, включая вирусы Лангат (Малайзия), Лупинг (болезнь овец, Западная Европа, Турция), вирус омской геморрагической лихорадки, болезнь Къясанурского леса (Индия) и вирус Повассан (США).
Ученые обнаружили, что столь мощные антитела встречаются нечасто. Большинство антител, продуцируемых людьми, подвергшимися воздействию вируса клещевого энцефалита, значительно менее эффективны. А у вакцинированных пациентов вообще не развивались антитела VH3-48. «Можно было бы ожидать, что наиболее распространенные антитела окажутся самыми лучшими, но мы обнаружили, что при клещевом энцефалите это не так, — говорит Марианна Агудело. — Это может объяснить, как вирус обманывает иммунную систему, заставляя ее производить слабые антитела».
Открытие антител VH3-48 дает надежду на создание более эффективной вакцины против клещевого энцефалита. Антитела также могут обеспечить первое специфическое лечение клещевого энцефалита. Исследователи обнаружили, что мыши, инфицированные клещевым энцефалитом, выздоравливают после введения антител. Но пока ученые не проверили, будет ли этот метод эффективен для заболевших людей.
Исследование опубликовал Journal of Experimental Medicine.
По материалам: polit