13 мар 13:16Политика

Самый маленький мезозойский динозавр был размером с колибри

В образце бирманского янтаря палеонтологи обнаружили череп динозавра, жившего около 100 миллионов лет назад. Размер черепа всего 1,4 сантиметра, так что весь динозавр был, по мнению исследователей, не крупнее самого маленького вида колибри — колибри-пчелки (Mellisuga helenae).

У динозаврика, получившего латинское название Oculudentavis khaungraae, была вытянутая клювоподобная морда с комплектом из 23 зубов с каждой стороны челюсти. Такое количество зубов указывает, что животное было хищником, но на кого охотился Oculudentavis khaungraae, неясно. Его добычей могли быть мелкие насекомые и другие беспозвоночные, а могли быть и рыбы. Глубокие конические глазницы свидетельствуют об остром зрении. При этом ширина глазниц была небольшой, поэтому исследователи предполагают, что животное вело дневной образ жизни. Глаза располагались по бокам головы, обеспечивая широкий обзор, но вот бинокулярным зрением Oculudentavis khaungraae не обладал.

Небольшие размеры животного авторы исследования связывают с явлением островной карликовости, так как он обитал на архипелаге небольших островов, находившихся на территории современной Мьянмы.

Oculudentavis khaungraae принадлежал к группе динозавров, ставших предками современных птиц. Но из-за отсутствия полного скелета невозможно точно определить его положение на эволюционном древе птиц, а также понять, умел ли он летать. В строении его черепа палеонтологи находят как примитивные, так и продвинутые, свойственные птицам, признаки. Но ученые высказывают предположение, что Oculudentavis khaungraae был немного ближе к современным птицам по сравнению с археоптериксом или джехолорнисом.

Исследование опубликовано в журнале Nature.