Находки польских археологов, работающих в Судане, позволяют предположить, что в Восточной Африке существовал независимый центр одомашнивания коров.
Археологи Польской академии наук и Вроцлавского университета работают в низменности Летти на севере центрального Судана. Ранее эта территория была известна в первую очередь как место, где располагаются развалины древнего города Донголы — столицы нубийского царства Макурия в IV–XIX веках. По словам Петра Осипинского из Института археологии и этнологии Польской академии наук, следы присутствия человека в этих местах гораздо старше и достигают как-минимум 8-го тысячелетия до нашей эры. В этой местности, на границе пустыни и пахотных земель, исследователи обнаружили археологические памятники, которые на несколько тысячелетий старше царства Макурия.
Сейчас преобладает точка зрения, что крупный рогатый скот возник в Азии около 10 тысяч лет назад. При этом в Передней и Центральной Азии объектом одомашнивания стал дикий тур (Bos taurus primigenius ), а восточнее использовался другой подвид — так называемый индийский тур (Bos primigenius namadicus), давший начало домашним зебу. Предполагается, что в Восточную Африку домашние коровы попали из Азии в пятом тысячелетии до нашей эры.
Однако ранее уже возникали предположения, что в Восточной Африке коров могли приручить независимо. Пустынная экосистема должна была способствовать «укреплению отношений» между людьми и дикими турами (подвид Bos primigenius africanus), и люди с самых ранних времен кочевали вслед за стадами этих животных. Однако прямых доказательств того, что такой процесс действительно имел место, то есть остатков дикого скота и его переходных и одомашненных форм, не было.
Пётр Осипинский и археолозоолог Марта Осипинская из Института археологии Вроцлавского университета полагают, что сумели найти первые такие доказательства. На одной из стоянок начала эпохи голоцена (около 10 000 лет назад) исследователи обнаружили кости, похожие на кости туров. Они находились среди костей других, строго диких видов животных, населявших саванну. Исследователи ждут результатов точного датирования образцов, которые подтвердят их возраст и позволят говорить о местном одомашнивании тура.
Пётр Осипинский поясняет: «Эта группа людей уже знала керамические сосуды, использовала каменные орудия для измельчения злаковых зерен (диких сортов проса), поэтому их можно назвать ранненеолитическими сообществами. Они по-прежнему охотились на диких животных саванны, за одним единственным исключением — крупный рогатый скот на ранней стадии одомашнивания».
Из слоя того же периода археологи извлекли крохотную глиняную фигурку, изображающую корову. Хотя голова не сохранилась, по мнению первооткрывателей, силуэт несомненно указывает на крупное жвачное животное. По словам исследователей, очень похожие фигурки известны во многих пастушьих культурах, в том числе у народа нуэр из Южного Судана.
По материалам: polit