Группа исследователей из Университета Киото во главе с Андре Гонсалвешом (André Gonçalves) подозревает, что шимпанзе способны отличить череп своего сородича от другого черепа или похожего на череп предмета.
Известно, что шимпанзе взаимодействуют с мертвыми представителями своего вида, повторно посещают трупы и даже демонстрируют траурное поведение. Такое поведение отмечено и у слонов, причем слоны взаимодействуют даже со скелетами сородичей. В новом исследовании авторы решили проверить, проявляют ли шимпанзе узнавание в отношении черепов, принадлежащих их собственному виду.
Подопытным шимпанзе на экране демонстрировали изображения голов и черепов четырех видов животных: шимпанзе, собак, кошек и крыс. Головы и черепа показывались анфас, в профиль и в полупрофиль. Также демонстрировались камни, формой напоминающие череп. Шимпанзе значительно дольше разглядывали черепа своего вида, чем других (особенно анфас). Гонсалвеш и его команда провели серию из трех экспериментов с устройством отслеживания движений глаз, чтобы определить, куда именно и как долго смотрят шимпанзе, разглядывая череп сородича. Как оказалось, дольше всего они смотрят на зубы. «Мы предполагаем, — пишут авторы работы, — что черепа шимпанзе сохраняют соответствующие лицевые черты, которые, возможно, активируют доменно-специфический модуль лица в мозгу шимпанзе, направляя их внимание».
Возможно, шимпанзе воспринимают череп как похожий на шимпанзе, благодаря феномену парейдолии, то есть способности мозга формировать кажущиеся образы на основе реальных объектов. «Это объясняет, почему мы видим иллюзорные лица в таких вещах, как облака и скалы, а черепа приматов так же похожи на лица, как и все в природе», — говорит Гонсалвеш. Эти результаты совпадают с итогами полевых экспериментов, проведенных с африканскими слонами в 2006 году Карен МакКомб и ее командой из Университета Сассекса. Тогда ученые обнаружили, что африканские слоны проявляют больший интерес к черепам и бивням, чем к любым другим раздражителям.
«Когда дикий шимпанзе находит череп, он, скорее всего, будет обращать на него внимание, как ни на какой другой неодушевленный предмет в своем окружении, поскольку он похож на его собственный», — заключает Гонсалвеш.
Исследование опубликовано в журнале Royal Society Open Science.
По материалам: polit