На фоне более чем пятикратного роста цены на литий за год ученые из Сколтеха и МГУ разработали новый материал для альтернативных — натрий-ионных — аккумуляторов. Он представляет собой порошок фторидофосфата натрия — ванадия с особой кристаллической решеткой. Согласно результатам испытаний, изготовленные из нового материала катоды обеспечивают рекордную на сегодня энергоемкость натрий-ионного аккумулятора, устраняя одно из препятствий для более широкого внедрения этой безлитиевой технологии. О работе рассказала пресс-служба Сколтеха.
Литий-ионные аккумуляторы используются во всей портативной электронике, электромобилях и, например, на солнечных или ветряных электростанциях, где они накапливают энергию и сглаживают колебания от смены погоды. Несмотря на преимущества этой технологии, зависимость от лития является экономическим фактором риска, поскольку промышленно значимые соединения этого металла неуклонно дорожают, их производство неэкологично, а месторождения очень неравномерно разбросаны по миру. Альтернатива в каком-то смысле напрашивается сама собой — это расположенный на одну клетку ниже в таблице Менделеева куда более распространенный щелочной металл натрий.
Натрий-ионные аккумуляторы — сравнительно новая технология. Хотя базовая архитектура батареи не меняется, для изготовления ее компонентов нужно заново подбирать оптимальные материалы. В том числе для катода, который сильно влияет на характеристики аккумулятора. В своем недавнем исследовании ученые из Сколтеха и МГУ предсказали, синтезировали и испытали новый катодный материал, который обеспечивает энергоемкость натрий-ионной батареи на 10–15 % выше, чем с ранее доступными материалами.
«На самом деле, и наш материал, и прежний рекордсмен по энергоемкости называются одинаково: фторидофосфат натрия — ванадия. Дело в том, что оба вещества состоят из одних и тех же атомов, но соотношение между элементами разное. И кристаллическая решетка тоже, — пояснил старший преподаватель Сколтеха Станислав Федотов. — Так называемые слоистые катодные материалы тоже уступают нашему: по энергоемкости значимого преимущества нет, но зато есть по стабильности, а это более долгий срок службы и энергоэффективность. Удивительно, но даже потолок теоретически возможных характеристик прежних материалов ниже, чем экспериментально достигнутые нами показатели с новым материалом, — это существенно».
По словам ученых, по мере разработки более эффективных материалов для натрий-ионных аккумуляторов эта технология будет всё сильнее конкурировать с литий-ионными аналогами и сможет прежде всего заменить их в таких применениях, как источники питания электробусов и грузовиков на электроприводе, а также в системах хранения энергии на ветряных и солнечных электростанциях. «Высокой энергоемкостью преимущества не ограничиваются. Катоды из нашего материала могут работать при сравнительно низких температурах, что, в частности, актуально для России», — добавил Федотов.
Первый автор работы, стажер-исследователь Семён Шраер из Сколтеха, рассказал о подходе научной группы к поиску материалов для аккумуляторов: «В "батареечном" сообществе в целом больше принято искать материалы или эмпирически, то есть методом проб и ошибок, или проверяя одним махом огромный набор соединений. Наш же подход — рациональный дизайн на основе химии твердого тела: мы отталкиваемся от фундаментальных законов и принципов и стараемся прийти к материалу с желаемыми свойствами. Теоретические соображения подсказали нам базовую формулу материала, который мог бы обеспечить высокую энергоемкость. Следующий этап — понять, какая кристаллическая структура сможет позволить полностью реализовать эту емкость. Мы выбрали решетку по образу и подобию титанил-фосфата калия, которая ранее изучалась в нелинейной оптике, но для аккумуляторных технологий нова. После того как теоретическую часть подробно проработали и стало ясно, что это конкретное соединение с этой конкретной решеткой должно сработать, мы его синтезировали методом низкотемпературного ионного обмена, и его превосходные характеристики получили подтверждение в эксперименте».
Исследование было поддержано грантом Российского научного фонда, его результаты опубликованы в журнале Nature Communications.
По материалам: polit