25 авг 16:32Политика

Новый астероид совершает оборот вокруг Солнца рекордно быстро

Недавно открытый астероид 2021 PH27 диаметром около километра совершает оборот вокруг Солнца всего за 113 дней — это самый короткий из известных периодов обращения астероидов и второй среди всех объектов Солнечной системы после Меркурия.

2021 PH27 астероид относится к группе атиров — так называют астероиды, орбита которых полностью находится внутри орбиты Земли. Сейчас их известно немногим более двадцати. Обнаружить астероид из группы атиров очень сложно, поскольку для наблюдателя, находящегося на Земле, такие астероиды никогда не удаляются от Солнца на более или менее значительное расстояние, и их трудно заметить в солнечном свете. Подходящие условия для наблюдения атиров возникают в короткий период времени перед восходом или после заката Солнца. Затрудняет их обнаружение также малый размер этих небесных тел.

Этот астероид обнаружил 13 августа нынешнего года известный астроном Скотт Шеппард (Scott Sheppard) из Института Карнеги на снимках, сделанных астрономами Университета Брауна Яном Делл’Антонио (Ian Dell’Antonio) и Шеньмин Фу (Shenming Fu) в рамках Обзора темной энергии (Dark Energy Survey). Большая полуось орбиты 2021 PH27 равна 0,46 астрономической единицы (70 миллионов км), что представляет собой минимальное значение среди всех астероидов. Его орбита имеет эксцентриситет 0,71 и наклон 32 градуса по отношению к эклиптике, она пересекает орбиты Венеры и Меркурия. «PH27 2021 года приближается к Солнцу так близко, что температура его поверхности достигает 482 градусов по Цельсию при самом близком приближении, что достаточно горячо, чтобы плавился свинец», — рассказывает Скотт Шеппард.

Прежними обладателями рекорда по минимальному размеру большой полуоси орбиты и самому краткому периоду обращения были астероиды 2019 LF6 и 2020 AV2 (0,56 а. е., 151 день). Для сравнения у Меркурия большая полуось равна 0,39 а. е., а период обращения составляет 88 дней. Такие характеристики орбиты 2021 PH27 означают, что в течение нескольких миллионов лет этот астероид, вероятно, будет разрушен при столкновении с Меркурием, Венерой или Солнцем или выброшен со своей нынешней орбиты.

«Скорее всего, 2021 PH27 был вытеснен из основного пояса астероидов между Юпитером и Марсом, и гравитация внутренних планет сформировала нынешнюю конфигурацию его орбиты, — говорит Шеппард. — Хотя, исходя из большого угла наклона в 32 градуса, вполне возможно, что 2021 PH27 — это потухшая комета из внешней области Солнечной системы, которая оказалась слишком близко к одной из планет и в итоге очутилась среди внутренних планет».

Поскольку 2021 PH27 настолько близок к массивному гравитационному полю Солнца, он испытывает самые большие общие релятивистские эффекты среди всех известных объектов Солнечной системы. Это проявляется в прецессии — угловом отклонении его орбиты с течением времени. В свое время аналогичное свойство было обнаружено у орбиты Меркурия и долго ставило в тупик ученых, пока не было объяснено при помощи общей теории относительности. Прецессия PH27 2021 года даже быстрее, чем у Меркурия.

Астероид скоро скроется за Солнцем и станет недоступным для наблюдения с Земли до начала следующего года, когда появится возможность определить его орбиту с точностью, необходимой, чтобы присвоить ему официальное название.

Об открытии астероида сообщается в электронном циркуляре Центра малых планет.