В 2020 году российский транзит в Европу через украинскую газотранспортную систему сократился больше чем на треть — до 55,8 миллиарда кубометров. Это самый низкий показатель за тридцать лет, да и в предыдущие годы было не менее 90 миллиардов. Как подчеркнул глава "Оператора ГТС Украины" Сергей Макогон, даже в кризисном 2014-м прокачали 62 миллиарда, несмотря "на все усилия "Газпрома" для снижения поставок газа в ЕС, чтобы не допустить реверса из Европы".
Падение действительно рекордное. При проектной мощности ГТС 146 миллиардов загрузка — менее чем на 30 процентов.
Так получилось по нескольким причинам. Должно было быть 65 миллиардов. Однако из-за позднего подписания соглашения с "Газпромом" в первом квартале (особенно в январе и феврале) физические потоки российского экспорта распределялись без украинского транзита. К тому же теплая зима с карантином уменьшили спрос на газ в Европе и Азии, обвалив цены в первом полугодии. А украинский транзит — самая дорогая опция и загружается по остаточному принципу.
В 2021-м ситуация не улучшилась. В феврале прокачка сократилась на четверть по сравнению с январем. После завершения строительства трубопровода "Турецкий поток" в Сербии и Болгарии, Киев, по оценке самих украинцев, потеряет еще десять-двенадцать миллиардов кубометров в год.
"Газпром" уже отправляет газ в Сербию, Боснию и Герцеговину по новому маршруту: "Турецкий поток", затем по национальной газотранспортной системе Болгарии — в Сербию, а также Боснию и Герцеговину.
И это только начало, предупредил в обзоре для украинской прессы сооснователь Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Борьбу за транзит Киев проиграл. После запуска всех российских газопроводов прокачка станет мизерной. "Проблемы не столько с Румынией, сколько с Венгрией и балканскими странами, которые скоро смогут брать газ из реверсных газопроводов-интерконнекторов, соединяющих Центрально-Восточную Европу с "Турецким потоком", — пояснил Корольчук.
Киеву важно не допустить ввода в эксплуатацию "Северного потока — 2". Хотя, как отмечает Корольчук, в положении Украины это просто бессмысленно: "То, что произошло с транзитом газа, — исключительно вина "Нафтогаза", потому что они пошли политическим путем и выполняют определенные политические задачи по "Северному потоку — 2" вместо того, чтобы хотя бы попытаться повлиять на строительство "Турецкого потока", газ к которому закачали не так давно".
В ближайшие годы потеря транзита особыми неприятностями Украине не грозит: подписанный с "Газпромом" до 2024 года контракт предусматривает принцип "качай или плати". Так, например, забронированные на 2020-й мощности российский монополист полностью оплатил.
"Из-за пандемии прокачали на десять с лишним миллиардов кубометров меньше, чем собирались. Но с учетом нормы "качай или плати" "Газпром" выложил больше 2,5 миллиарда долларов", — указывал Сергей Пикин, директор российского Фонда энергетического развития.
Контракт с минимумом в 40 миллиардов кубометров в силе еще четыре года. Однако дальше, когда запустят трубу совокупной мощностью 55 миллиардов в год, сценарий вырисовывается пессимистический.
"По большому счету у "Газпрома" лишь три потребителя, которым голубое топливо имеет смысл транспортировать через Украину: Молдова, Румыния и Венгрия. Потребление природного газа в Молдове сравнительно невелико — примерно миллиард кубометров в год. Румыния может пользоваться "Турецким потоком", и у нее есть реверсный газопровод, связанный с югом Молдовы. Остается Венгрия, но если "Балканский поток", ответвляющийся от "Турецкого", дойдет до нее, необходимость в украинском транзите окончательно отпадет", — рассуждает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.
По материалам: ria