Предприниматель, некогда совладелец крупной сети супермаркетов и уроженец Одессы Константин Мауергауз собирать старых мастеров стал около 20 лет назад. Начинал с русских художников уровня Третьяковки, интересовался отдельными советскими живописцами 1960-1970-х годов — "набор", на котором традиционно останавливается большинство крупных коллекционеров в России.
"Богач и льстецы" на выставке "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
1 из 3"Богач и льстецы" на выставке "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон Денисов© РИА Новости / Антон ДенисовПосетительница на выставке "Младшие Брейгели и их эпоха" в музее "Новый Иерусалим"
2 из 3Посетительница на выставке "Младшие Брейгели и их эпоха" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон Денисов© РИА Новости / Антон ДенисовВыставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
3 из 3Выставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон Денисов1 из 3"Богач и льстецы" на выставке "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон Денисов2 из 3Посетительница на выставке "Младшие Брейгели и их эпоха" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон Денисов3 из 3Выставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон ДенисовМонотонности не чувствуется: есть пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые сцены, иллюстрации к басням, миниатюры. Основная часть работ — на дубовых панелях.
"Таким знаковым проектом, достойным крупного европейского музея, мы завершаем празднование векового юбилея "Нового Иерусалима". Возможность живой встречи с искусством, да еще с таким труднодоступным и редким, в год пандемии просто бесценна", — подчеркивает директор музея Василий Кузнецов.
По словам координатора выставки Натальи Михалиной, коллекционеры в процесс подготовки не вмешивались: полностью доверились куратору — Вадиму Садкову, заведующему отделом старых мастеров ГМИИ имени Пушкина.
Садков прекрасно разбирается в хитросплетениях обширной династии — четыре поколения живописцев творили на протяжении двухсот лет, c XVI по XVIII век, и создали один из самых громких арт-брендов.
Если вкратце, то сначала был Питер Брейгель — старший, или Мужицкий: выставку в Музее истории искусства в Вене, прошедшую с октября 2018-го по январь 2019-го, как раз приурочили к 450-летию с его смерти. При жизни он добился успеха, но умер рано. Оба его сына стали художниками.
Старшего за любовь к библейским сюжетам в духе Босха прозвали Адским, а младшего за утонченность и страсть к цветочным натюрмортам (видимо, сказались семь лет, проведенных в Италии) — Бархатным.
Началось все с подражания. Отвечая на растущий спрос, Адский научился отлично копировать работы отца. Яркий пример — представленный в Истре "Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц".
Однако жемчужиной новой выставки Садков считает работу "Добрый пастырь" из собрания Николая Рериха. Долгое время ее атрибуция вызывала споры: картину приписывали Мужицкому, и лишь в 2014 году признали творением Адского.
А вот младший сын Брейгеля, Бархатный, изображению сцен из крестьянской жизни больше предпочитал изысканную кабинетную живопись. Его фишка, например, особые натюрморты: букеты с цветами, которые распускаются в разные месяцы, то есть теоретически не могут встретиться в одной вазе.
Сын Бархатного, тоже Ян, специализировался уже на пейзажах. А вот внук — он носил другую фамилию, ван Кессель, — создавал искусные изображения жуков, бабочек и раковин на медных пластинах для украшения популярных в XVII веке кабинетов редкостей и кунсткамер.
Чистота происхождения работ в случае такой обширной династии, обросшей многочисленными учениками и родственниками, неизбежно вызывает вопросы. Представители музея объясняют: для выставки отбирали произведения только с кристально чистым провенансом: "Нам же не хочется скандала". Чтобы развеять сомнения, в изданном к экспозиции в "Новом Иерусалиме" каталоге куратор Вадим Садков подробно расписывает историю каждой работы: кто прежний владелец, когда приобретена.
© РИА Новости / Антон ДенисовКартина Питера Брейгеля — младшего "Проповедь св. Иоанна Крестителя в пустыне" на выставке "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
1 из 3Картина Питера Брейгеля — младшего "Проповедь св. Иоанна Крестителя в пустыне" на выставке "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон Денисов© РИА Новости / Антон ДенисовВыставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
2 из 3Выставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон Денисов© РИА Новости / Антон ДенисовВыставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
3 из 3Выставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон Денисов1 из 3Картина Питера Брейгеля — младшего "Проповедь св. Иоанна Крестителя в пустыне" на выставке "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон Денисов2 из 3Выставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон Денисов3 из 3Выставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" в музее "Новый Иерусалим"
© РИА Новости / Антон ДенисовЗапутаться в ветвях генеалогического древа Брейгелей несложно: там все влияли друг на друга. Так что кураторы выставки хронологическому принципу предпочли тематический. От работ подражателя Мужицкого, Мартина ван Клеве, от нравоучительных и сатирических сценок, которыми знаменит основатель династии, посетитель движется к декоративным жучкам-паучкам Яна ван Кесселя, а потом и вовсе сдержанным видам прибрежной полосы или лесной дороги Якоба ван Рейсдала.
"Хотелось наглядно проследить судьбу брейгелевской традиции голландского пейзажа, бытового жанра и натюрморта и при этом сделать выставку интересной как для специалистов, так и широкого зрителя", — говорит Садков.
Директор музея Василий Кузнецов рассчитывает, что "Младшие Брейгели и их эпоха" будут пользоваться таким же успехом, как и открывшаяся в ноябре прошлого года экспозиция "Марк Шагал: между небом и землей", тоже выпавшая на новогодние каникулы (тем более когда музеи в Москве закрыты на карантин). Кузнецов сообщил, что "Новый Иерусалим" готов в праздники продлить график работы до 21:00, но пускать будут только по сеансам.
Министр культуры Московской области Елена Харламова тоже считает, что выставка будет популярна, ведь российской публике эстетика фламандцев XVI–XVII веков близка и понятна. "Брейгель — певец обыденных чудес. И часть нашей культуры: Андрей Тарковский цитировал его картины и в "Зеркале", и в "Солярисе", — заметила она.
По словам координатора Натальи Михалиной, притягательность творчества династии — в многоуровневости сюжетов, которые хочется подолгу рассматривать, находя все новые смыслы. Именно такую медитативность можно себе позволить, пока мир вынужденно замедлился. К тому же голландцы Брейгели — настоящие мастера зимних заснеженных пейзажей, которые так созвучны нашей аудитории.
Массовые сцены Брейгель изображает так, что взгляд зрителя словно парит над этим муравейником, где каждый обитатель не безлик, а наделен индивидуальностью.
Куратор Вадим Садков рассуждает: "Брейгели интересны и в наше время, потому что представляют собой одно из ранних проявлений феномена массовой культуры". И дело здесь даже не столько в многочисленных копиях, сколько во взятом на вооружение принципе "развлекать, поучая".
Выставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз". Музей "Новый Иерусалим", до 11 апреля. Билеты — около 400 рублей, по сеансам каждый час с 10:00 (до 19:00-20:00), понедельник — выходной.
РИА Новости выступает информационным партнером выставки.
По материалам: ria