Действие оперы происходит на острове Цейлон, среди ловцов жемчуга. На фоне живописных песен и плясок разыгрывается драма ревности Зурги и любовь охотника Надира и Лейлы – "чистой девы", которая своим пением укрощает морских богов. Это история, в которой смешиваются любовный треугольник, экзотические восточные мотивы, мужская дружба и нарушение священных обетов.
Спектакль поставил один из ведущих режиссеров на современной сцене Владислав Наставшев, известный в Москве своими работами в "Гоголь-центре" и Театре Наций, а также постановками на латвийской и российской сценах. Он часто выступает не только как режиссер и сценограф, но и как автор музыки, а также создает музыкальные перформансы.
"Мне показалось, что бьющий через край романтизм и в каком-то смысле сладость, которая присутствует в музыке, лучше всего прозвучат в строгом оформлении. Поэтому мы отказались от ориентальных мотивов и вообще каких-либо визуальных аллюзий и попытались создать некое надбытовое измерение, максимально отвлеченное от конкретного времени и места действия", — сказал режиссер.
При этом цель постановки ГАБТа – не иллюстрировать события, а дать возможность зрителю представить эту историю, "совершив погружение внутрь себя".
Наставшев напоминает, что действие разворачивается на фоне религиозных обрядов и в постановке большое значение в приобретает язык жеста. Поэтому каждое скупое движение наделяется особым смыслом, поворот головы – это событие.
"В основе хореографии – синхронный, формальный рисунок, а цвет и свет, их соотношение и взаимодействие задают смены настроения, — поясняет режиссер. — Через такое вот ограничение, минимализм, близкий к перформативности, мы стремимся к большей свободе высказывания"
Главные партии в спектакле исполнят солисты Новой оперы Ярослав Абаимов и Константин Сучков и стажер оперной труппы Большого театра Константин Артемьев.
В спектакле ГАБТа мелодизм Бизе претерпел изменения, но звучит не менее свежо и красочно.
По материалам: ria