На выставке представлено более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из коллекций Эрмитажа и двенадцати собраний России и Западной Европы. Среди них – как знаменитые шедевры, так и ранее не известные работы.
Экспозицию в залах Невской парадной анфилады Зимнего дворца открыл генеральный директор музея Михаил Пиотровский: "Выставка большая, красивая и очень эрмитажная, из категории "умных" выставок, которые зовут к размышлению самого разного уровня. <...> Она рассказывает об Эрмитаже как об универсальном музее, который может взять, выстроить в определенном порядке вещи и рассказать историю, которую раньше не рассказывали. <...> Экспозиция построена на диалогах между разными художниками, которые восприняли эстетические идеи Рафаэля, и как диалог двух кураторов".
Произведения художников пяти веков рассматриваются в сопоставлении с искусством Рафаэля, наглядно демонстрируется что тот или иной мастер заимствовал у классика и как интерпретировал. Открывают экспозицию произведения самого мастера: картина и рисунки из европейских собраний.
Главная премьера — восемь монументальных фресок школы Рафаэля из собрания Эрмитажа, которые впервые предстанут публике после начатой в 2015 году реставрации, открывшей подлинную авторскую живопись. Некоторые фрески еще не подвергались реставрации, другие — находятся в процессе раскрытия, работа над третьими практически завершена. Впервые в истории музея зрителям дается возможность наблюдать за разными стадиями возрождения памятника как за неким таинством, которое никогда не демонстрируется публике.
Фрески украшали лоджию виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме в Риме и были созданы художниками мастерской Рафаэля вскоре после смерти мастера в 1520 году под руководством его любимого ученика и наследника Джулио Романо. Именно руке Джулио Романо принадлежит единственный сохранившийся фрагмент оригинального картона к одной из фресок лоджии – "Венера и Адонис". Рядом с фресками экспонируются подготовительные рисунки и фрагменты картонов к ним из собрания Британского музея и Альбертины – художественная кухня школы Рафаэля.
Кураторы — Зоя Владимировна Купцова и Василий Михайлович Успенский, научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
В организации принимали участие Британский музей, Музей Альбертина, Лондонской Национальной галереи, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник "Царское Село", Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Собрание икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, частные коллекционеры.
Выставка "Линия Рафаэля. 1520-2020" включена в маршрут № 2 по Главному музейному комплексу. Также ее можно посетить по отдельным билетам. Она будет открыта до 28 марта.
По материалам: ria