Центральная часть экспозиции — архитектурные скульптуры, пространственные инсталляции и рисунки, созданные Ли Бул начиная с 2005 года. Масштабные инсталляции из серии "Желание быть уязвимым" были воссозданы специально для Манежа. Одна из последних ее работ — коллаж на бархате "Без названия", некоторые рисунки и макеты экспонируются впервые.
© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"Инсталляция "Желание быть уязвимым" южнокорейской художницы Ли Бул. Воссоздана специально для выставки "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже1 из 3Инсталляция "Желание быть уязвимым" южнокорейской художницы Ли Бул. Воссоздана специально для выставки "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"Фрагмент инсталляции "Желание быть уязвимым" южнокорейской художницы Ли Бул. Воссоздан специально для выставки "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже2 из 3Фрагмент инсталляции "Желание быть уязвимым" южнокорейской художницы Ли Бул. Воссоздан специально для выставки "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"© предоставлено пресс-службой Манежа в Санкт-Петербурге"Без названия" ("Желание быть уязвимым" – Бархат), Ли Бул3 из 3"Без названия" ("Желание быть уязвимым" – Бархат), Ли Бул© предоставлено пресс-службой Манежа в Санкт-Петербурге1 из 3Инсталляция "Желание быть уязвимым" южнокорейской художницы Ли Бул. Воссоздана специально для выставки "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"2 из 3Фрагмент инсталляции "Желание быть уязвимым" южнокорейской художницы Ли Бул. Воссоздан специально для выставки "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"3 из 3"Без названия" ("Желание быть уязвимым" – Бархат), Ли Бул© предоставлено пресс-службой Манежа в Санкт-ПетербургеОбъекты и картины Ли Бул выставлены в одном пространстве с работами представителей русского авангарда (Казимира Малевича, Александра Родченко, Александры Экстер, архитекторов Ивана Леонидова и Якова Чернихова, есть даже макет дирижабля Константина Циолковского). Как отметила руководитель проекта Анна Кирикова, это сделано для того, чтобы визуализировать диалог, который художница ведет с русским искусством последние 10-15 лет.
"Многолетний интерес Ли Бул к утопии приобрел новое качество в середине 2000-х годов, когда она начала создавать архитектурные макеты и рисунки, вдохновляясь конструктивизмом и русским авангардным искусством и архитектурой. Ли Бул использует символы и метафоры утопического модернизма, которые она трансформирует, аллегорически изображает и соединяет в своих произведениях", — отметили кураторы проекта Сунджун Ким и Суджин Ли.
"Каждая выставка для нее является не просто демонстрацией собственных предметов, а это цельное художественное высказывание, — подчеркнул директор "Манежа" Павел Пригара. — Я рад, что именно здесь в Петербурге, в России, возникло это место, эта идея — соединения ее творчества с работами русских модернистов, конструктивистов, и таким образом родился этот проект."
Подготовка выставки в Манеже шла около двух лет. Финальный отбор предметов начался только после формирования полного списка работ русских футуристов и утопистов. Все это время Ли Бул принимала самое активное участие во всех этапах проекта: от разработки общей идеи до подготовки каталога, и создания архитектурного решения экспозиции. Для этого художница создала рукотворный макет пространства Манежа в масштабе 1:50, что позволило ей тщательно продумать расположение экспонатов и организовать выставку как путешествие по site-specific ландшафту, открывающему неожиданные смысловые и визуальные параллели. Она внимательно контролировала онлайн (приехать не позволил карантин) все этапы монтажа, после того как специально сделанные в Сеуле для России объекты прибыли в Петербург.
© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"Инсталляции "Город Солнца II" южнокорейской художницы Ли Бул. Воссоздана на выставке "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже1 из 2Инсталляции "Город Солнца II" южнокорейской художницы Ли Бул. Воссоздана на выставке "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"Инсталляции "Город Солнца II" южнокорейской художницы Ли Бул воссозданная на выставке "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже2 из 2Инсталляции "Город Солнца II" южнокорейской художницы Ли Бул воссозданная на выставке "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"1 из 2Инсталляции "Город Солнца II" южнокорейской художницы Ли Бул. Воссоздана на выставке "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"2 из 2Инсталляции "Город Солнца II" южнокорейской художницы Ли Бул воссозданная на выставке "Утопия Спасенная" в санкт-петербургском Манеже© пресс-служба ЦВЗ "Манеж"Творчество Ли Бул хорошо известно не только в Южной Кореи и Азии, ее работы получили признание во всем мире, а персональные выставки прошли в крупных музеях и центрах современного искусства в Нью-Йорке, Филадельфии, Сиднее, Торонто, Марселе, Берне, Токио, Сеуле, Лондоне и Берлине. Дважды художница принимала участие в Венецианской биеннале (1999, 2019).
Ли Бул живет и работает в Сеуле, училась на скульптора в 1980-х годах и начала творческую карьеру с перформансов с использованием мягких костюмов. В 1990-х создала нашумевшую инсталляцию с гниющей рыбой и серию гибридов механизмов и органических форм "Киборги" (Cyborgs). В 2000-х годах заинтересовалась историей модернизма и начала выставлять крупномасштабные инсталляции, которые стали результатом ее творческих изысканий и раздумий о событиях истории и отражением ее личных воспоминаний и переживаний.
"Сейчас, когда переосмысляются центры цивилизации, восток пытается занять новое место, рефлексируя и присваивая опыт, полученный и от европейцев, — поясняет Павел Пригара. — Недаром внутри творчества Ли Бул звучат ее оценки работ Томмазо Кампанелла, Фуко, Татлина, Малевича. Большие художники начинают себя чувствовать частью большого мира, избавляются от локальности. И хотя мы говорим, что это корейская художница, она — человек мира."
© предоставлено пресс-службой Манежа в Санкт-ПетербургеПодготовка объектов для инсталляции "Желание быть уязвимым" 2015–2016/2020, Ли Бул
1 из 2Подготовка объектов для инсталляции "Желание быть уязвимым" 2015–2016/2020, Ли Бул
© предоставлено пресс-службой Манежа в Санкт-Петербурге© предоставлено пресс-службой Манежа в Санкт-ПетербургеФрагменты инсталляции "Желание быть уязвимым" 2015–2016/2020, Ли Бул
2 из 2Фрагменты инсталляции "Желание быть уязвимым" 2015–2016/2020, Ли Бул
© предоставлено пресс-службой Манежа в Санкт-Петербурге1 из 2Подготовка объектов для инсталляции "Желание быть уязвимым" 2015–2016/2020, Ли Бул
© предоставлено пресс-службой Манежа в Санкт-Петербурге2 из 2Фрагменты инсталляции "Желание быть уязвимым" 2015–2016/2020, Ли Бул
© предоставлено пресс-службой Манежа в Санкт-ПетербургеВ последнее время Ли Бул создает иммерсивные инсталляции, такие, как "Город Солнца II" (Civitas Solis II) и "Утренняя серенада III" (Aubade III), а также "Желание быть уязвимым" (Willing to be vulnerable).
Проект является частью программы Года культурных обменов между Российской Федерацией и Республикой Корея (2020), приуроченного к 30-летию установления дипломатических отношений между странами.
Выставка будет работать с 13 ноября по 31 января.
По материалам: ria