
Признайтесь, вы знали имя режиссера фильма "Движение вверх"? Вы шли на этого режиссера? Нет. Вы шли на историю. История была тем магнитом, который манил вас в зал, ну и реклама, само собой. И в глубине души, каждый ожидал увидеть фильм такой же превосходный, как и тот памятный матч в 1972 году. Просто потому, что по-другому нельзя снимать такие фильмы. Это будет неуважением к тем людям, которые сотворили чудо. Будь это чудо на ледовой арене в Канаде или на олимпийском паркете в Мюнхене. Финал по баскетболу на Олимпиаде 1972 года – это событие такого масштаба, что, без сомнения, можно было сделать кино бестселлер, так как сама жизнь дает в руки авторов потрясающий сюжет. Но я уже много раз говорил, что главной проблемой нашего кино сегодня является полное отсутствие сильных режиссеров. Уже и некоторые актеры подтянулись по уровню до времен СССР, и операторская работа местами весьма достойна, и свет вроде не плохо выставляют и монтаж, и спецэффекты – все это уже есть. Но нет главного – РЕЖИССЕРА. Ни в одном из последних фильмов, я не увидел режиссерской работы. Фильмы "выезжают" только на том, что это очень сильные, знаковые страницы нашей истории и именно они сами, без помощи, а скорее вопреки режиссеру, приносят картине популярность, пускай и краткосрочную. Я не увидел в этом фильме законченного режиссерского полотна. Такой вот "тришкин кафтан" из отдельных фрагментов, зачастую не связанных между собой или связанных чисто для вида, чтобы соблюсти формальность. Что еще не понравилось. Слишком вольная трактовка «режиссером» событий связанных с этим матчем. Зачем придумывать то, чего не было? Для того, чтобы придать динамизм фильму? Так режиссер должен уметь это делать и не придумывая левые параллельные сюжетные линии, прикрывающие его проф непригодность. Вот зачем, например, огульно обвинять литовца Модестаса Паулаускаса в русофобии и антисоветчине, если это не правда? К чему эти наивные вставки про игру в баскетбол с неграми на улице на банку черной икры, да еще с разгромным проигрышем? Поездка в Грузию на свадьбу всей командой? КГБэшника с прослушивающей аппаратурой, и так далее и тому подобное? Как это должно было поведать зрителю о подготовке к матчу и о самом матче, если любому понятно, что это выдумки режиссера, причем не очень удачные, и главное, не очень уместные. А вот действительно важнейшее событие той Олимпиады - теракт и гибель израильских спортсменов, в фильме проходит как бы вскользь, как повод оправдать очередной режиссерский ход с якобы отказом сборной СССР от матча с командой США. Вообще, было ощущение, что режиссер не знает о чем снимать кино, кроме, собственно, самого матча, вот и натягивал с помощью "придумок" время. Сам матч снят масштабно, со множества точек, разве что не из космоса. Но я не увидел ИГРЫ...Я увидел клиповый монтаж со спецэффектами, но, к примеру, почему-то зритель наблюдал больше эмоций в составе команды США, а не в команде СССР. Вообще, тема взаимоотношений в самой сборной показана поверхностно, я абсолютно не увидел как рождалась КОМАНДА, она ВДРУГ стала командой, как по мановению палочки, а ведь это они герои фильма, они и тренер, и именно история их взаимоотношений, их пути к победе - главная ценность. Единственное, что было сделано на достойном уровне, это роль тренера сборной, но опять же, заслуга в том - Владимира Машкова. Еще очень расстроил саунд трек. Музыка не дополняла фильм, а шла вольным фоном. Как музыка к прогнозу погоды. Вроде есть, а вроде и не отсюда. Будто скачали с сайта лицензионных треков первый попавшийся, более – менее подходящий по смыслу. Резюмируя скажу – такая умопомрачительная история, такой бюджет, техническое оснащение и полное режиссерское фиаско. Вместо эпического полотна, мы получили яркую, в красивой упаковке, разрекламированную НО(!) РЕПРОДУКЦИЮ. Да. При первом взгляде многие скажут – ВАУ! Круто! - Но к режиссеру это не имеет никакого отношения, это заслуга, прежде всего, тех наших баскетболистов, которые написали эту историю, выиграв тот памятный для всех матч. И очень обидно, что мы растрачиваем такие судьбоносные сюжеты не на создание действительно эпохальных фильмов, а на производство проходных картин, которые потом, посредством рекламы и промоушена, нам преподносят, как настоящий киношедевр. Дмитрий Борисенко, главный редактор АМДН
По материалам:
amdn