Укрепление положительной динамики и оптимистичные перспективы относительно роста отрасли в 2017 г. могут мотивировать лизинговые компании пересмотреть свои планы по наращиванию бизнеса, считают эксперты. Если до кризиса приоритетными направлениями считались железнодорожный подвижной состав и авиатехника, то 2016 год наметил серьезный поворот в сторону развития малого и среднего бизнеса. А в этом сегменте преобладает спрос на средства транспорта, строительную и сельскохозяйственную спецтехнику. Интересно, что при спаде объемов производства, продажи в лизинг продолжают расти. Это может быть сигналом того, что, во-первых, такая финансовая модель стала серьезной альтернативой банковскому кредиту, во-вторых – поставщики теперь используют этот инструмент, стимулирующий продажи, гораздо чаще.
Произошли изменения в распределении нового бизнеса в территориальном аспекте. Лизинговые компании сместили фокус со столицы в регионы, где обозначились более привлекательные перспективы для такой услуги, как лизинг. Москва же потеряла в общей территориальной структуре почти 14 процентных пунктов по отношению к 2015 г. и ее доля составила 35%.
Повлиял на объем лизинговых сделок и такой показатель, как ключевая ставка ЦБ. Когда уменьшается стоимость привлеченного финансирования, лизинговые компании имеют возможность предлагать более выгодные ставки по договорам лизинга. Большинство лизингодателей отмечают, что снижение ключевой ставки ЦБ до 10% привело к приросту объемов по лизинговым операциям в III квартале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.
Событие, которое также стоит отметить, - это окончание программы государственных субсидий, направленных на поддержание отечественных производителей авто. Ее реализация позволила участвующим в проекте лизингополучателям приобрести нужные средства транспорта на максимально комфортных условиях. Кроме того, своеобразным продолжением программы стали инициативы лизинговых компаний, которые активизировались в части разработки совместных партнерских программ с дилерами, для того чтобы предложить своим клиентам отличный ассортимент по привлекательной цене.
Еще одна мера государственной поддержки, которую оценили по достоинству участники рынка, - это программа Фонда развития промышленности «Лизинговые проекты». Она помогла увеличить реальный спрос на промышленное оборудование отечественного производства.
Актуальность вопросов государственного контроля отрасли привела к тому, что в 2016 г. ЦБ была озвучена концепция регулирования лизингового рынка. На первом этапе предлагается создать саморегулируемую организацию. Она определит критерии, по которым компании могут быть отнесены к лизинговым, и разработает единые правила для всех игроков рынка. Зоной ответственности ГосДумы станет ряд законопроектов, на основе которых будут доработаны механизмы защиты лизингодателей, а МинФин пропишет процедуру перехода на МСФО.
Лизинг Москва - это МКБ-лизинг!