В ходе реставрации выяснилось, что картина, хранящаяся в одном из музейных собраний Австралии, была написана голландским художником Герретом Хедой, жившим в первой половине XVII века.
Написанный на двух дубовых досках натюрморт с недоеденным пирогом и орехами входил в число 60 000 произведений искусства, собранных в Вудфордской академии — известной частной школе, действовавшей в австралийском штате Новый Южный Уэльс до 1936 года, когда умер ее директор Джон Макманами. В 1979 году его дочь Гертруда, последняя владелица поместья и особняка, где располагалась школа, завещала всё имущество Национальному фонду Австралии с условием, что она сможет до конца жизни проживать в особняке. Гертруда Макманами умерла в 1988 году, и вскоре поместье было преобразовано в музей.
Недавно 36 картин из собрания бывшей Вудфордской академии были отправлены на реставрацию. Сняв слои лака с натюрморта, реставраторы обнаружили крошечную подпись художника, не замеченную никем ранее. Она была вырезана ножом прямо на дереве. Оказалось, что натюрморт написал Геррет Хеда из Гарлема.
Сведений об этом художнике сохранилось очень мало. Он был сыном и учеником Виллема Хеды, видного представителя гарлемской школы натюрморта. Родился Геррет Хеда в начале 1620-х и прожил очень недолго. В архиве гарлемской Гильдии Святого Луки есть запись от 1642 года, в которой Виллем Хеда указывает имя сына в числе своих учеников. В Королевском бюро документов по истории искусства есть запись о похоронах Геррета Хеды 31 июля 1647 года. Но в одном документе 1658 года он всё еще упоминается как активный член Гильдии Святого Луки. Однако в завещании его родителей от 1661 года Геррет уже не упоминается. В сводке бывших членов гильдии за 1702 год указано, что он умер.
Как и его отец, Геррет Хеда писал натюрморты с фруктами, так называемые «завтраки» и картины с элементами жанра vanitas. Часть работ выполнена ими совместно. Специалисты не исключают, что найденная в Австралии картина тоже была написана вместе Виллемом и Герретом. Они полагают, что на момент завершения работы Геррету Хеде было около 17 лет. «Он был таким молодым и таким одаренным, — говорит Ребекка Пинчин (Rebecca Pinchin), менеджер коллекций Национального фонда Австралии в Новом Южном Уэльса. — Даже если эта работа была написана совместно отцом и сыном, уровень мастерства Геррета в этой картине невероятен. Работа со всеми различными текстурами, от ткани и стеклянного графина до пирога и металлической тарелки, действительно чудесна». По сообщению Australian Associated Press, новая атрибуция картины может увеличить ее стоимость до 5 миллионов австралийских долларов (около 3,6 миллиона в долларах США).
Одна из самых больших загадок заключается в том, как работа 1640 года оказалась в Австралии. Искусствоведы указывают, что к 1830-м годам там началась мода на голландские картины. Одна из версий состоит в том, что натюрморт был приобретен Альфредом Фэйрфаксом, членом известной австралийской семьи, купившим в 1870-х годах Вудфорд-Хаус — гостиницу, которая позже стала частной школой. В архиве Вудфордской академии найдена фотография Гертруды Макманами, сидящей под этой картиной.
Ребекка Пинчин рассказывает, что в момент передачи особняка и коллекции картин Национальному фонду Австралии собрание находилось в беспорядке. «Комнаты были забиты произведениями искусства, мебелью и бумагами, пострадавшими от сырости и насекомых, — говорит она. — На сортировку и идентификацию содержимого потребовалось время, и из-за нехватки ресурсов Национальный фонд не смог тогда завершить исследование, необходимое для полной каталогизации коллекции».
По материалам: polit