Значительный археологический памятник — Мавзолеи Сакса-Рубра, две древние гробницы на северной окраине современного Рима, — впервые открыт для посещения. В гробницы можно попасть каждый третий четверг месяца.
Боковые ниши погребальной камеры. Гравюра Пьетро Санти Бартоли, 1680 г.
Местность Сакса-Рубра («Красные камни») расположена к северу от Рима, на восьмом километре древней Фламиниевой дороги. Две гробницы начала II века вырезаны в обнажениях того самого красного туфа, что дал название этому месту. Сохранившаяся надпись указывает, что большая из двух гробниц принадлежит вольноотпущеннику Квинту Назонию Амброзию и его жене, вольноотпущеннице Назонии Урбике. Она была обнаружен в 1674 году. Парадный вход в погребальную камеру представлял собой фасад храма с четырьмя пилястрами, поддерживающими треугольный фронтон, также высеченный из той же скалы. Погребальная камера была украшена мозаичными полами и росписью на стенах. Благодаря зарисовкам Пьетро Санти Бартоли, опубликованным в 1680 году, можно оценить многообразие росписей из гробницы. Там были мифологические сцены (Эдип и Сфинкс, Орфей, зачаровывающий животных), архитектурные и растительные мотивы, аллегорические фигуры четыре времен года и сцены охоты на львов и леопардов. Над надписью, сообщавшей о Квинте Назонии Амброзии и его жене, был изображен поэт Овидий с Меркурием и музой Эрато. Вероятно, владельцы гробницы ассоциировали себя с Публием Овидием Назоном, хотя родственной связи между ними не было (вольноотпущенник взял имя своих прежних владельцев).
Сцена охоты на львов. Гравюра Пьетро Санти Бартоли, 1680 г.
К сожалению, до конца XIX века гробница никак не охранялась и ее богатое убранство было утрачено. Фрески снимались со стен и продавались коллекционерам и музеям, мозаичные полы пропали, к концу XIX века был разрушен даже фасад. Часть оставшихся фресок была повреждена и выцвела до такой степени, что стала почти неузнаваемой.
Вторая гробница меньше по размеру, но сохранилась гораздо лучше. Она была найдена в 1923 году. Мраморная плита с надписью у входа посвящена женщине по имени Фадилла ее любящим мужем. На черно-белом мозаичном полу изображены птицы, меандры и другие фигуры в чередующихся восьмиугольниках и квадратах. Стены и потолки полностью оштукатурены и украшены фресками с изображением крылатых амуров, божеств, урн, павлинов и антилоп.
По материалам: polit