Показать меню
04 мар 09:16Политика

Эмаль средневековой золотой подвески из Новгорода была изготовлена из римской мозаики

Эмаль средневековой золотой подвески из Новгорода была изготовлена из римской мозаики

Ученые Института археологии РАН, Казанского (Приволжского) федерального университета, НИЦ «Курчатовский институт» и Федерального научно-исследовательского центра «Кристаллография и фотоника» РАН изучили подвеску начала XIII века с эмалевой вставкой, найденную в Новгороде. Они определили, что драгоценная подвеска-квадрифолий была изготовлена русскими или византийскими мастерами, причем для эмали была использована переплавленная смальта римских или ранневизантийских мозаик начала I тысячелетия, сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

В 2018 года экспедиция Института археологии РАН под руководством члена-корреспондента РАН Петра Гайдукова проводила раскопки на улице Знаменская в Великом Новгороде. В небольшом по размеру раскопе (около 140 квадратных метров) археологи нашли участок древней Павловой улицы и остатки четырех средневековых усадеб. Было собрано большое количество артефактов, указывающих на высокий социальный статус жителей: печати новгородских и служилых князей, византийские торговые пломбы, украшения, предметы личного благочестия и другие предметы из металлов, кости, янтаря, стекла, камня и глины.

Украшенная эмалью золотая подвеска была обнаружена в остатках жилой постройки, сложенной из толстых сосновых бревен. По данным дендрохронологического анализа, дом был сооружен в начале 1210-х годов. Подвеска в форме квадрифолия (декоративного мотива в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками, наложенных друг на друга) состоит из двух пластин, лицевой и оборотной, соединенных пайкой, и петельчатого ушка. Лицевая поверхность подвески украшена выпуклым декором из цветков, соединенных стеблем. В центре пластины прорезано отверстие диаметром 10 мм, в которое помещена круглая эмалевая вставка. Внешний край пластины и область вокруг отверстия обрамлены двумя рядами частых мелких вдавлений, создающих впечатление поясков из филигранной «бусинной» проволоки. Подвеска сделана из золота, и узор на лицевой пластине целиком оттиснут на матрице. В этом состоит уникальность предмета: тиснение почти не использовалось для получения изображений на древнерусских золотых украшениях с перегородчатой эмалью. Обычно оно применялось только для создания лотков для эмали, а поля золотых подвесок, как правило, оставались гладкими.

Эмалевая вставка. Фото: Институт археологии РАН

«Золотая подвеска из Новгорода — подлинное произведение художественного ремесла. Высокий профессионализм и великолепный вкус мастеров видны как в изготовлении корпуса из высокопробного золота, так и эмалевой вставки. Аналогий у нее нет ни в византийских материалах, ни в древнерусских. Скорее всего, она была частью богатого парадного убора», — рассказала старший научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН Ирина Зайцева.

Для изучения внутреннего строения подвески была проведена съемка методом нейтронной томографии. В отличие от рентгеновских лучей, нейтроны проникают вглубь изделия из золота, позволяя увидеть его внутреннее устройство. Чтобы определить, из какого металла была изготовлена подвеска, ученые использовали методы растровой электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом (РЭМ/ЭРМ) и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой с пробоотбором методом лазерной абляции (МС-ИСП-ЛА). Исследование показало, что все металлические детали подвески выполнены из золота высокой концентрации, причем процентное содержание золота в разных частях предмета почти одинаково: это говорит о том, что все металлические части подвески были созданы одновременно. Состав микропримесей позволяет предположить, что золото было получено из россыпного месторождения, и при изготовлении подвески в него не добавляли другие металлы.

Центральное украшение подвески — это вставка, выполненная в технике перегородчатой эмали, перегородки сделаны из золотых пластин, припаянных к подложке. В центре круглого медальона расположено изображение трилистника, заполненное красной эмалью. Его окружает белая эмаль, которая создает контрастный фон. Трилистник вместе с фоном охватывает кольцо синей эмали, под трилистником расположен треугольник бирюзовой эмали. Всё изображение обрамляет внешнее кольцо красной эмали.

Специалисты исследовали состав эмали методами растровой электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом (РЭМ/ЭРМ) и атомно-эмиссионной спектроскопии с индуктивно-связанной плазмой методом лазерной абляции (АЭС-ИСП-ЛА). Исследование показало, что эмали белого, синего и бирюзового цветов медальона имеют одинаковый химический состав базового содового стекла и отличаются только красителями. Состав эмалей очень близок химическому составу римских и ранневизантийских мозаик: так, белая эмаль квадрифолия практически полностью аналогична стеклу мозаичной плитки из базилики Сан-Северо в Равенне, а кобальтовый пигмент в синей эмали включает набор элементов, характерный для римской ремесленной традиции: кобальт, марганец, медь и железо. Состав красной эмали содержит другой набор базовых элементов и близок к византийскому натриево-свинцовому стеклу, которое берет начало в римской ремесленной традиции и существует до конца византийской эпохи.

«Судя по составу, эмали новгородской подвески сделаны не из средневекового стекла, а из римских мозаик. Известно, что такая технология активно использовалась в эмальерном средневековом производстве в Западной Европе, например, в лиможских эмалях. Мозаики собирали в разрушенных зданиях, очищали от поверхностных загрязнений, перетирали в мелкий порошок, добавляли в него воду. Полученную смесь накладывали на металлическую поверхность, просушивали и обжигали в специальных печах при температуре, при которой порошок расплавлялся, а металл — нет», — пояснила научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья ИА РАН Ольга Румянцева.

Как отметила доцент кафедры археологии и всеобщей истории Казанского федерального университета Светлана Валиулина, определить точное место и время изготовления эмалей сложно из-за того, что технологические и стилистические традиций изготовления не менялись на протяжении очень длительного времени — от времен Рима до окончания византийской эпохи. Вторая сложность связана с тем, что существовала практика вторичного использования эмалей: конструкция и крепление вставок на панелях и окладах икон были сделаны таким образом, чтобы можно было изъять эмалевое украшение из старой, возможно, пришедшей в негодность основы и перенести ее на новое изделие.

«Эмалевую вставку на новгородском квадрифолии тоже можно было бы заподозрить во вторичном использовании, учитывая ее не совсем ровное расположение на золотой основе, при том что всё остальное в ее исполнении безупречно. Но эмалевый медальон с трилистником в центре составляет единый гармоничный ансамбль с декором золотой основы, где ведущая роль принадлежит трилистникам и производным от них пятилепестковым пальметтам. Можно предположить три варианта происхождения подвески и вставки: вставка, как и всё изделие, была создано или в Византии, или греческими мастерами в одном из русских городов, или эмалевая вставка могла быть выполнена в одной из мастерских Византии и привезена на Русь, где украсила золотой квадрифолий местной работы. Но в любом случае была использована импортная, вероятно византийская, эмаль», — сказала Светлана Валиулина.

О результатах исследования авторы сообщили на научной конференции «Археологические исследования: новые материалы и интерпретации».

По материалам: polit
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
Проблему просроченной ипотечной задолженности нужно анализировать в масштабах страны09:49В рамках проекта «Искусство нашего времени» создан интересный контент21:10Секреты успешной покупки жилья в Сингапуре: советы риэлтора20:19Деревянная архитектура и инновации: «РОССА РАКЕННЕ СПб» объявлена лауреатом премии «Стиль жизни 2024»11:51Теннисный турнир памяти Юрия Лужкова «Кожаная кепка 2024»: кто станет победителем?00:04Всероссийский теннисный турнир памяти Ю. М. Лужкова победил в номинации "Лучший турнир" национальной теннисной премии18:44Рынок недвижимости в условиях турбулентности: взгляд топ-риелтора Яны Ивановой15:02Создана рабочая группа для разработки методик хирургии стопы11:27Премьера фильма «Злая: Сказка о ведьме Запада» в Москве!19:31Эксперт рассказывает о тренде на подарки, которые дарят опыт и эмоции15:13Дизайнер Тимофей Кузнецов предложил новый логотип и фирменный стиль города Красногорска19:50Геосоциальное приложение Blink преодолело отметку в 10 млн пользователей22:40Тренд на онлайн-покупки среди пенсионеров: исследование «Пятёрочки Доставки»23:27Золотые шедевры русской музыки: Андреевский оркестр рыскрыл в Самаре «Душу России»22:06Новый камерный оркестр «Ансамбль 1703» под управлением известного дирижера Николая Хондзинского выступил в Эрмитажном театре18:41Патриотический конкурс «Театр Победы» привлёк театральные коллективы со всей России19:30«Термекс» на Big 5 Global в Дубае: широкий ассортимент продукции и инновации21:09HR EXPO PRO: к 2030 году дефицит рабочей силы составит до 4 млн человек16:50
Популярные новости