Портрет пожилого мужчины, хранящийся в замке Фриденштайн в немецком городе Гота, может быть подлинной работой Рембрандта. Так полагает куратор коллекции живописи Фриденштайна Тимо Трюмпер.
Датируемый периодом между 1629 и 1632 годами портрет обычно считается произведением или Яна Ливенса, или Фердинанда Бола, двух современников знаменитого голландского художника Рембрандта ван Рейна. Ливенс дружил с Рембрандтом с юных лет, вместе с ним учился живописи у Питера Ластмана, а затем более пяти лет, до отъезда Ливенса в Англию в 1632 году, двое художников работали в общей мастерской. Фердинад Бол был учеником в мастерскую Рембрандта в Амстердаме, пока не открыл собственную мастерскую в 1642 году. После завершения анализа картины Трумпер пришел к выводу, что портрет мог быть создан самим Рембрандтом. Об том, что это работ не ученика, а учителя, говорит высокий уровень композиции, а также pentimenti – следы первоначальных вариантов изображения, позднее закрашенных художником.
Аналогичный портрет работы Рембрандта находится в Гарвардском художественном музее (Музей Фогга). Если окажется, что портрет из замка Фриденштайн – подлинное произведение Рембрандта, то картина из Гарвардского музея может оказаться ученической копией. Долгое время подпись Фердинанда Бола на обратной стороне картины воспринималась как бесспорное доказательство его авторства. Однако Тимо Трюмпер считает, что подпись служит указанием лишь на то, что Бол был владельцем картины, купив ее на распродаже после банкротства Рембрандта в 1656 году.
«Мы можем быть уверены, что она родилась в мастерской Рембрандта - вопрос в том, насколько это Рембрандт, а насколько его ученики? Мы уже поговорили со многими коллегами. Половина говорит: «Нет, это не Рембрандт, это один из его учеников». Другая половина говорит, что это интересная теория, и они не могут ее исключить», - рассказывает Тибо Трюмпер.
С портрет из замка Фриденштайн связана история самой крупной кражи предметов искусства в ГДР. В декабре 1979 года воры проникли в замок и унесли пять картин старых мастеров, включая этот портрет, а также работы Ганса Гольбейна Младшего и Франца Хальса. Полиция опросила более тысячи человек, но не смогла напасть на след преступников. Лишь после четырех десятилетий поисков немецким властям удалось в 2019 году найти и вернуть в замок все пять картин. Но до сих пор детали преступления оставались неизвестными широкой публики. Обвинения в кражи никому предъявлены не были. Завесу тайны над этим приоткрывает статья журналиста фон Хаммерштейна, помещенная в каталоге новой выставки «Назад в Готу! Потерянные шедевры». Автор утверждает, что ограбление было работой Руди Бернхардта, машиниста поезда из Восточной Германии, который якобы переправил картины через железный занавес супружеской паре в ФРГ. Бернхардт умер в 2016 году.
По материалам: polit