30 авг 15:16Политика

ДНК женщины, жившей 7200 лет назад в Индонезии, заставила пересмотреть теории о миграциях древних людей

Раскопки в пещере Леанг Паннинге на острове Сулавеси были начаты в 2015 году. Помимо каменных орудий, красной охры и костей диких животных, там обнаружили останки девушки, которой археологи дали имя Бессе. Ей было 17-18 лет на момент смерти, а жила она около 7200 лет назад. Находки относят к культуре Тоали, распространенной в Южном Сулавеси от 8000 до 1500 лет назад.

В нынешнем исследовании удалось получить неповрежденный образец ДНК Бессе из каменистой части височной кости. Это стало первым случаем, когда древняя человеческая ДНК была получена в области, лежащей между Азией и Австралией. Профессор Университета Гриффита Адам Брамм (Adam Brumm), который руководил исследованием, говорит, что неповрежденная ДНК — редкая находка. «Влажные тропики очень жестко относятся к сохранению ДНК в костях и зубах древнего человека, — объясняет он. — Во всей материковой части Юго-Восточной Азии есть только один или два донеолитических скелета, которые дали древнюю ДНК. В других частях света — в северных широтах Европы, в Америке — анализ древней ДНК полностью меняет наше понимание истории раннего человека: генетического разнообразия древних людей, перемещений населения, демографической истории».

По словам профессора Брамма, генетически Бессе оказалась очень необычной. Примерно половина ее генома похожа на геномы современных коренных австралийцев, жителей Новой Гвинеи и островов западной части Тихого океана. «Ее предки были частью первоначальной волны перемещения ранних людей из материковой Азии через острова линии Уоллеса к тому материку, что сегодня ученые называют Сахул, который объединял Австралию и Новую Гвинею в ледниковый период. Но ДНК Бессе также показала связь с Восточной Азией, что не соответствует имевшимся до сих пор сценариям миграций через линию Уоллеса. Считается, что люди с преимущественно азиатским происхождением впервые попали в этот регион около трех или четырех тысяч лет назад, когда первые доисторические неолитические фермеры прибыли туда с Тайваня, — говорит профессор Брамм. — Если мы находим азиатское происхождение у охотника-собирателя, жившего за тысячи лет до прибытия этих неолитических людей из Тайваня, то это предполагает более раннее перемещение некоторого населения из Азии в этот регион».

Исследование опубликовано в журнале Nature.