Историк искусства Хью Белси (Hugh Belsey) идентифицировал картину, проданную на аукционе в прошлом году за 2500 фунтов стерлингов (около 3400 долларов), как подлинную работу Томаса Гейнсборо. Картина, на которой изображен смотрящий вдаль человек с нотным свитком в руке, ранее определялась просто как произведение «британской школы». Белси предложил и гипотезу относительно личности изображенного человека: он считает, что это чешский композитор и скрипач Антонин Каммель (1730–1784/1785). Учитывая популярность Гейнсборо среди коллекционеров искусства, нынешняя стоимость портрета, вероятно, приближается к миллиону фунтов стерлингов (около 1,3 миллиона долларов), что в четыреста с лишним раз превышает продажную цену 2020 года.
Портрет прошел реставрацию в студии Саймона Гиллеспи, который удалил слои лака, загрязнения и следы поновлений картины, чтобы выявить оригинальные цвета и композицию. Результат и заставил Белси предположить, что перед ним работа Гейнсборо. «Если бы вы смотрели на работы Гейнсборо столько же, сколько я, то это всё равно, что узнать почерк вашей матери, — рассказывает Хью Белси. — Поза, палитра, соотношение между фигурой и размером холста — всё указывало на его авторство».
Белси датирует портрет 1768 или 1769 годом, когда Гейнсборо, вероятно, посещал концерты Антонина Каммеля в английском городе Бат. Художник был не только меломаном, но и музыкантом-любителем, у него имелось пять виол да гамба. В одном из писем он сообщал другу: «Мне надоели портреты, и я очень хочу взять свою виолу да гамба и уехать в какую-нибудь милую деревню, где я могу рисовать пейзажи и наслаждаться жизнью в тишине и покое».
Близкими друзьями Гейнсборо были работавшие в Англии музыканты Иоганн Кристиан Бах (сын Иоганна Себастьяна Баха) и Карл Фридрих Абель. В середине 1770-х годов он написал портреты обоих. Благодаря знакомству с ними Гейнсборо мог встретиться и с Антонином Каммелем, хотя ранее не было известно, что он работал над портретом чешского музыканта. К тому же, у Гейнсборо и Каммеля был еще один общий знакомый — дипломат и политик Джордж Питт, портрет которого Гейнсборо написал в 1769 году.
По материалам: polit