31 мар 15:16Политика

Ученые реконструировали внешность фараона Эхнатона

Сотрудники Исследовательского центра судебной антропологии, палеопатологии и биоархеологии (FAPAB) на Сицилии реконструировали по черепу портрет мумии из гробницы KV55. Как считают ученые, это мумия принадлежит фараону Эхнатону, знаменитому религиозному реформатору и отцу Тутанхамона.

Исследователи использовали опубликованные данные и изображения из предыдущих работ, чтобы создать трехмерную модель черепа. Затем они реконструировали лицевые мышцы, жировые отложения и кожу. «Лицевые мышцы и связки смоделированы по модели черепа в соответствии с правилами анатомии, — говорит директор и соучредитель FAPAB Франческо Галасси (Francesco Galassi). — Поверх них помещается кожа, а толщина тканей — это средние значения, которые были определены научными методами». В итоге получился портрет смуглого мужчины с выдающейся челюстью и миндалевидными глазами.

Череп мумии KV55. Wikimedia Commons

После обнаружения мумии в гробнице KV55 в 1907 году археологи изначально предполагали, что это Тия — жена Аменхотепа III и мать Эхнатона. Позднее, когда выяснилось, что кости принадлежат мужчине, египтологи предположили, что это Сменхкара — фараон, правивший короткое время между Эхнатоном и Тутанхамоном, который приходился Эхнатону или братом, или сыном и был женат на его дочери. В 2010 году исследование ДНК установило, что мумия из KV55 приходится сыном Аменхотепу III и отцом Тутанхамону, то есть это Эхнатон. Некоторые ученые оспаривают этот вывод, напоминая, что инцест был обычным явлением у египетских фараонов, и, возможно, это затрудняет интерпретацию ДНК. Подробнее об исследовании останков фараонов 18-й династии можно прочитать в очерках «Анхесенамон, ее гробницы и родственники» и «Портрет Младшей дамы».

FAPAB планирует в ближайшее время опубликовать более подробный анализ сделанной реконструкции.