В серии экспериментов, проведенных под руководством Александры Шнелл (Alexandra Schnell) из Кембриджского университета, каракатицы успешно прошли разработанный для них вариант «зефирного теста», показав, что они способны отказываться от доступного в данный момент вознаграждения, если в недалеком будущем имеют шанс получить более привлекательную награду. Эксперименты проводились в Лаборатории морской биологии Чикагского университета.
«Зефирный тест», или «стенфордский земфирный эксперимент», был разработан в конце 1960-х годов психологами Уолтером Мишелем и Эбби Эббисен. В его классическом варианте детям предлагался зефир (точнее, маршмеллоу), но если ребенок не съедал его сразу, то спустя пятнадцать минут он получал сразу два зефира. Так определялось, в каком возрасте у детей появляется волевая способность отказываться от немедленного вознаграждения в пользу будущего. Успешно проходить аналоги «зефирного теста» способны некоторые животные: приматы, собаки, попугаи и врановые птицы.
В прошлом году обыкновенные каракатицы (Sepia officinalis) уже прошли вариант зефирного теста. Тогда эксперименты показали, что они воздерживаются от предлагаемого на утреннем кормлении крабового мяса, если знают, что на обед им дадут креветок, которых каракатицы любят больше. Теперь же каракатицам был предложен эксперимент, еще более близкий к классическому варианту «зефирного теста».
Каракатицы помещались в специальный резервуар с двумя закрытыми камерами с прозрачными дверцами, чтобы животные могли видеть, что за ними. В камерах располагалась угощение — или кусок сырой королевской креветки, или гораздо более соблазнительные для каракатиц живые креветки из рода Palaemonetes.
На дверцах имелись значки, которые каракатицы были обучены различать. Круг означал, что дверца откроется сразу. Треугольник — что она откроется через промежуток времени от 10 до 130 секунд. А дверцы, на которых был нарисован квадрат, оставались закрытыми на неопределенный срок. Для одной группы каракатиц мясо королевских креветок помещалось за открытой дверцей, а живые креветки — за дверцей, открывавшейся спустя некоторое время. Но если каракатица сразу отправлялось за креветочным мясом, живых креветок убирали. В другой группе живые креветки находились за дверцей, отмеченной квадратом.
Исследователи обнаружили, что все каракатицы предпочитали подождать, если был шанс получить потом живых креветок. В случаях же, когда живые креветки оказывались за дверцей с квадратом, открытия которой в ближайшем будущем ожидать не приходилось, каракатицы довольствовались креветочным мясом. «Все каракатицы в настоящем исследовании могли ждать лучшего вознаграждения и терпели задержку до 50–130 секунд, что сопоставимо с тем, что мы видим у позвоночных с большим мозгом, таких как шимпанзе, вороны и попугаи», — говорит Александра Шнелл.
Другая часть эксперимента заключалась в том, чтобы проверить, насколько хорошо обучаются каракатицы. Им были показаны две разные визуальные подсказки: серый квадрат и белый. Когда они приближались к одному из них, другой вынимался из резервуара. Если выбирался «правильный» цвет, каракатицы получали пищевое вознаграждение. Как только подопытные каракатицы усваивали, какой цвет связан с наградой, исследователи меняли условия, и теперь пища выдавалась после выбора другого цвета. После этого ученые оценивали, как быстро каракатицы переучатся. Интересно, что быстрее всего адаптировались к измененным условиям те каракатицы, которые были способны дольше ждать отложенного вознаграждения в первой серии экспериментов.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.
По материалам: polit